СериалыСериал «Ничья земля»: Женские отряды против террористов
История о горе от потери близкого человека
ТЕКСТ: Дина Ключарёва, автор телеграм-канала One Oscar For Leo
В конце 2020 года на Hulu (а в России на more.tv) вышел сериал «Ничья земля» о том, как курдские отряды женской самообороны борются с боевиками «Исламского государства» (организация признана в России экстремистской и запрещена) — при этом главным его героем является французский мужчина, который отправляется в Сирию на поиски сестры. «Ничья земля» — это военная драма, которая даёт неплохое представление о том, какой ценой даётся оборона родных мест и что мотивирует аутсайдеров вступать в армии по обе стороны сирийского конфликта.
Внимание: в тексте есть небольшие сюжетные спойлеры.
Интрига завязывается в тот момент, когда парижанин по имени Антуан (Феликс Моати) — архитектор и примерный муж, сопровождающий жену на процедуру ЭКО, — видит по телевизору репортаж с Ближнего Востока и среди людей в камуфляже замечает знакомый силуэт. Девушка, снятая со спины, собирает волосы характерным жестом, и Антуану кажется, что это его родная сестра Анна (Мелани Тьерри). Есть одна неувязка — три года назад Анна погибла в Каире во время теракта, но Антуан, так и не смирившийся с её потерей, уверен, что видит именно её. Но что могло заставить её, талантливого археолога, интеллектуалку и любительницу богемной жизни, отправиться на войну?
Взбудораженный, он уезжает на её поиски в Сирию, игнорируя увещевания родителей и жены (дело происходит в 2014 году, когда ИГ ещё только разворачивало свою деятельность) и не задумываясь о том, что будет делать, если действительно найдёт среди курдов свою сестру. Антуан едва не попадает в плен к боевикам, и от гибели его спасают девушки из курдского отряда самообороны. Узнав, что среди воительниц (правда, в другом отряде) действительно есть француженка, он отказывается возвращаться домой и решает остаться в отряде до тех пор, пока своими глазами не убедится, что это не Анна. Здесь он заводит друзей — и среди курдок, и среди иностранных добровольцев, которые воюют на их стороне, — и под влиянием ежедневной дозы адреналина в крови круто меняет свои взгляды на жизнь. Параллельной линией сюжета (которая, разумеется, пересечётся с основной) идёт история трёх британцев — друзей детства, по разным причинам вступивших в ИГИЛ, которые пытаются адаптироваться к своему новому окружению.
С первых же кадров «Ничьей земли» заметно, что сериалом занимались люди с явно набитой на ближневосточной теме рукой — это продюсеры и сценаристы Амит Коэн («Под чужим флагом»), Мария Фельдман («Фауда», «Родина»), Рон Лешем («Эйфория»), Эйтан Мансури («Когда летают герои»). Создатели намеренно не стали дублировать оригинальную аудиодорожку на английский язык: несмотря на то, что на протяжении сериала в кадре звучат пять языков (а арабский даётся в шести диалектах), европейские и американские зрители смотрят шоу только с субтитрами. Таким образом шоураннеры стремились передать ощущение, которое испытывает человек, попавший в мультинациональную среду освободительной армии курдов.
История Антуана — в первую очередь история о горе от потери близкого человека, а не о том, как герой становится своим среди чужих. Даже спустя годы после гибели сестры он пытается держаться за давно утраченные отношения с ней, за свои домыслы о том, что побудило Анну разорвать отношения со своей семьёй и уехать из предавшей её страны. Его гложет тягостное чувство причастности к её смерти — именно оно не даёт ему жить нормальной жизнью и вынуждает его броситься в погоню за призрачной надеждой снова увидеть сестру. Эту драму — о неутолимой жажде узнать правду, что же на самом деле случилось с родным человеком, погибшим при странных обстоятельствах, — сценаристка Мария Фельдман списала с собственной жизни. В 1993 году в Москве умер её отец-бизнесмен, и долгое время Фельдман была уверена, что причиной тому были предательство и сговор его партнёров, и только много лет спустя испытала катарсис, узнав, что его смерть наступила в результате самоубийства на фоне давней и тяжёлой депрессии.
Несмотря на то, что центральным персонажем истории является Антуан, не менее интересными оказываются и персонажи второстепенные. Молодая курдская воительница по имени Сарья (её играет Сухейла Якуб), под командой которой в итоге оказывается главный герой, единственная в отряде говорит по-французски и невольно становится проводницей Антуана в непривычном для него мире. Как и Антуан, она выросла в Париже и впитала западные ценности. Вернувшись на родину после смерти матери, она так и не смогла смириться с типичным положением женщины в восточной культуре и, не желая играть единственную уготованную ей роль матери и хозяйки, выбрала альтернативный путь: повязав голову цветной шалью и, подхватив калашников, ушла на фронт. Яркий платок — не случайный элемент полевой униформы курдок: исламисты верят, что после гибели во имя джихада окажутся в раю, где их ждут 72 девственницы, — но только не в том случае, если они падут от руки женщины. Поэтому считается, что, издалека завидев цветные платки и заслышав женский боевой клич, многие террористы бегут с поля боя в страхе остаться без обещанных Аллахом благ. С одной стороны, харизматичная Сарья — преданный делу бесстрашный боец своего отряда («С чего ты взял, что пожертвовать свою жизнь на услужение мужчине лучше, чем бороться за свободу?» — с издёвкой спрашивает она Антуана), с другой — глубоко травмированная потерей матери и привычного образа жизни молодая женщина, отчаянно тоскующая по беззаботным парижским будням и простой человеческой привязанности.
Ещё один любопытный персонаж — это британец Нассер (его роль исполняет Джеймс Кришна Флойд), вынужденно вступивший в армию «Исламского государства» и дослужившийся в ней до полевого командира. Всегда настороженный и неравнодушный, он лавирует между необходимостью исполнять приказы старших по званию и участвовать в пропагандистских материалах и острым желанием сохранять здравомыслие и не превратиться в религиозного фанатика, какими стали его лучшие друзья.
С выходом сериала некоторые критики упрекнули создателей в недостаточном внимании к историям курдок и экзотизации женского освободительного движения, которое в «Ничьей земле» фактически превратилось в фон для личной драмы случайно попавшего в него западного человека, но продюсеры пояснили, что не ставили себе задачу дать экскурс в историю конфликта и его участников. «Мы надеемся, что сериал подвигнет людей заинтересоваться историей этого региона, однако наше шоу всё же не рассказ о гражданской войне, а эмоциональная история понятных и узнаваемых персонажей», — говорит Амит Коэн. Для тех, кому после «Ничьей земли» всё же захочется чуть подробнее погрузиться в тему, есть пара рекомендаций: о жизни курдских ополченок куда больше рассказывает художественный фильм 2018 года «Девушки солнца», а о британцах, уезжающих воевать в Сирию, — мини-сериал «Государство» 2017 года.
ФОТОГРАФИИ: Hulu