Сериалы«Я ненавижу Сьюзи»:
Как пережить секс-скандал, если ты звезда
Новый проект сценаристки «Наследников»
ТЕКСТ: Дина Ключарёва, автор телеграм-канала One Oscar For Leo
Недавний скандал из-за слитого в сеть личного видео футболиста Дзюбы подтвердил печальный факт: несмотря на поддержку и ободрение от многих медийных лиц, большинство по-прежнему склонно к виктимблеймингу, а не сочувствию жертве. В схожей ситуации оказывается и героиня вышедшего этой осенью британского мини-сериала «Я ненавижу Сьюзи». Главный персонаж шоу, популярная актриса Сьюзи Пиклз (её играет Билли Пайпер), входит в карьерное и личное пике после того, как её интимные фото становятся достоянием общественности. Эта далеко не безобидная ситуация не только нарушает все её профессиональные планы, но и служит толчком к развалу её, казалось бы, гармоничной семьи и в итоге вынуждает Сьюзи полностью пересмотреть свои взгляды за жизнь.
Внимание: в тексте есть небольшие сюжетные спойлеры.
Шок застаёт Сьюзи в самый неподходящий момент: в разгар съёмки для глянцевого журнала в собственном доме она узнаёт о том, что её фотографии интимного характера — свидетельство измены мужу — кто-то слил в Сеть. В последующих семи эпизодах она проходит все стадии принятия случившегося: отрицание (пытается забыться в наркотиках), страх (боится потерять мужа), стыд (проявляет излишнюю самокритичность во время интервью), торг (старается найти компромисс между семьёй и работой), вину (уступает своим токсичным родным), гнев (узнаёт об обмане близкого и срывается на случайных прохожих) и принятие (пытается понять, как жить дальше).
Шоураннером «Я ненавижу Сьюзи» выступила Люси Преббл, перу которой в том числе принадлежит сценарий к «Наследникам», одному из лучших драматических сериалов последних лет. Для Преббл и Пайпер это уже не первая совместная работа: Пайпер снималась в сериале «Тайный дневник девушки по вызову», сценарий для которого также адаптировала Преббл. Над сюжетом «Я ненавижу Сьюзи» женщины работали вместе — за исходную точку истории взяли произошедший в 2014 году крупнейший слив личных фотографий селебрити, когда среди пострадавших оказались Дженнифер Лоуренс, Кирстен Данст и многие другие.
Однако готовый проект не сразу получил зелёный свет. Преббл отказали несколько каналов и онлайн-платформ, представители которых сообщили, что у них в портфеле «уже есть сериал о женщине на грани нервного срыва», и их отказы сценаристку изрядно возмутили. После выхода шоу получило самые радужные отзывы от критиков, которые наперебой сравнивали «Я ненавижу Сьюзи» с «Дрянью» Фиби Уоллер-Бридж и «Я могу уничтожить тебя» Микаэлы Коэл. Преббл, хоть и польщённая тем, что её новую работу поставили на один уровень с такими успешными и важными шоу, всё же выразила недовольство, что неприукрашенные истории о жизни женщин по-прежнему относят к определённой нише и до сих пор навешивают на них ярлык «не для всех».
Впрочем, созданная ею Сьюзи Пиклз — невротичная, нарциссичная, слегка эксцентричная — и правда не ванильный пломбир, чтобы нравиться абсолютно всем. Личность Сьюзи законсервировалась в том возрасте, когда её впервые накрыло популярностью. Подобно подростку, она импульсивна, склонна перекладывать ответственность на других и не умеет выставлять границы с окружающими. Сьюзи вынуждена жить в состоянии бесконечной объективации, которой подвергают её фанаты: это оборотная сторона её популярности. Но кризисная ситуация заставляет Сьюзи быстро повзрослеть и взглянуть на свою жизнь совершенно другими глазами.
Например, она внезапно понимает, что её уважаемый муж-профессор Коб (впечатляющая работа актёра Дэниела Ингса) на самом деле чертовски неприятный тип — мстительный, завистливый, с пассивно-агрессивными замашками — и что вместе их держит не любовь, а общий ребёнок с особыми потребностями. Так и не смирившись за годы брака с тем, что семью содержит жена-актриса, а не он, представитель интеллигенции, Коб постоянно обесценивает её достижения ради собственного самоутверждения. «Мне дали роль диснеевской принцессы!» — радуется Сьюзи, в ответ на что Коб саркастично интересуется: «А не старовата ли ты для принцессы?» Он газлайтит жену и заставляет её пожертвовать последним шансом сохранить карьеру — исключительно для того, чтобы сохранить контроль над её жизнью и потешить своё самолюбие.
Родители Сьюзи, синие воротнички из провинции, показывают себя не лучше. Один из них даже пытается заработать на волне скандала вокруг собственной дочери: «Это деньги на ипотеку твоей сестры!» Она понимает, что никак не может на это повлиять, и делает для себя ещё одно ошеломительное открытие: родные не значит близкие. Последний удар приходит с неожиданной стороны, когда на пике катастрофы Наоми (Лейла Фарзад), менеджер и лучшая подруга Сьюзи с детства, сообщает ей, что хочет сменить обстановку и уехать на историческую родину, в Иран. Умная, саркастичная, бесстрашная Наоми — главная опора в жизни Сьюзи, личная скала, которая все эти годы защищала её от любых неурядиц, — в кои-то веки хочет поставить на первое место собственные интересы, а не интересы подруги, и последней это даётся нелегко. Их дружба, пусть и многолетняя, такая же нестабильная субстанция, как и брак, и больше похожа на созависимые отношения, чем на нерушимое сестринство.
Оказавшись в жизненном тупике, Сьюзи вынуждена выбираться из него самостоятельно. Плыть по течению для неё больше не вариант: секс-скандал вскрывает её внутренний кризис куда более глубокого залегания. Впервые она понимает, что больше не может перекладывать ответственность за своё счастье и успехи на других, и это приводит её в растерянность и бессилие — что выглядит куда реалистичнее, чем типичная точка в арках выдуманных героев, которые перед лицом катастрофы мгновенно собираются с духом, чтобы отстоять своё доброе имя и победить зло.
Карьерная траектория Сьюзи Пиклз сильно перекликается с историей самой Билли Пайпер. Как и Сьюзи, Пайпер рано познала славу: в пятнадцать лет она в одночасье превратилась в поп-звезду, когда спела песню, возглавившую британские музыкальные чарты. А позже завоевала любовь зрителей всего мира, снявшись в фантастическом сериале «Доктор Кто». Актриса утверждает, что «Я ненавижу Сьюзи» вовсе не прозрачная отсылка к её биографии, и если что и роднит её с героиней, так это высокий уровень тревожности, который женщины испытывают, приближаясь к четвёртому десятку. «Я думаю, что тридцатилетие — это такая серьёзная поворотная точка, грубое пробуждение. Мне кажется, что об этом недостаточно говорят. Ты приближаешься к тридцати, и тебя накрывает мыслями: „Мне нужно чаще выходить в люди“, или „Я ничего не добилась“, или „Я так и не родила ребёнка, а, возможно, стоило“, или „Почему я всё время встреваю в дурные отношения?“. Думаешь: „Что за фигня происходит в моей жизни?“ А это твои тридцать лет происходят», — говорит Пайпер.
ФОТОГРАФИИ: Sky