СериалыСериал «#трудовыебудни»: Как выглядит жизнь порноактрисы с изнанки
Не сказать «да»
«Достать фарш из морозилки, постирать цветное, погладить рубашки для дочки», — между делом думает главная героиня нового драмеди британского Channel 4 «#трудовыебудни» (в России его показывают на «КиноПоиск HD»). Ничего, казалось бы, удивительного — кого из взрослых женщин не посещают такие мысли в разгар рабочего дня? Вот только Джолин Доллар работает порноактрисой и вспоминает о домашних делах, пока изображает распалённую секретаршу, закинув одну ногу в сетчатом чулке на стол ради эффектного кадра.
По сюжету Джолин Доллар — одна из самых известных британских порноактрис. Ей тридцать три года, и её привычное амплуа — MILF. У неё конфетно-розовая машина, высокий начёс, ботильоны за полторы тысячи фунтов и бесчисленное количество фанатов. Она гордится своим статусом звезды и независимой женщины, которая «работает в единственной индустрии, где женщинам платят больше, чем мужчинам, и по-настоящему хороша в своём деле». А в частной жизни за пределами съёмочной площадки она — Хейли Берроуз, обычная мать троих детей, голова которой пухнет от простых житейских забот. Хейли отзывчива и внимательна и к своим близким, и к коллегам. Однажды на площадке она знакомится с новенькой — танцовщицей по имени Эми, которая получила травму колена и в период восстановления решила подзаработать альтернативным способом. «Карьера танцовщицы заканчивается, едва тебе стукнет тридцать пять», — жалуется Эми. «Да, тут то же самое», — отвечает ей Хейли-Джолин.
Эми девятнадцать лет — она всего на год старше дочери Хейли, поэтому та решает взять неопытную девушку под крыло. Прагматично посоветовав Эми не участвовать в съёмках сцен анального секса, если она того не умеет или не хочет («Однажды согласишься — и эта опция навсегда останется в твоём меню») и пригрозив режиссёру Дэйву, своему старому приятелю, не давить на девушку, Хейли убегает по делам. Однако Эми не может устоять перед крупной суммой, которую обещает ей накинуть продюсер, и всё же соглашается. Съёмки некрасиво завершаются для неё выпадением прямой кишки (типичная травма на съёмках порнофильмов). Но на этом проблемы Эми не заканчиваются — она становится жертвой насилия со стороны опытного американского порноактёра Тома Пейна. Узнав обо всём этом, Хейли, у которой с Пейном личные счёты, приходит в бешенство и вступается за девушку — и сама попадает в водоворот проблем и в личной, и в профессиональной жизни.
Тему принципа согласия едва ли не чаще других поднимали в громких проектах, вышедших за один только последний год. Нам уже показывали, насколько важно говорить об этом вслух и внутри корпораций («Утреннее шоу»), и в творческо-фрилансерской среде («Я могу уничтожить тебя»), и среди подростков и молодых взрослых («Нормальные люди»). Режиссёрка Дон Шэдфорт («Траст») и сценаристка Люси Кирквуд («Молокососы») решили осветить проблему насилия в сфере порнобизнеса, потому что он по-прежнему существует в серой правовой зоне, а работа в нём сильно стигматизирована — не в последнюю очередь из-за того, что в обществе до сих бытует представление о съёмках порнографии как о форме секс-работы. Эту тонкую грань подчёркивают и в самом сериале. Когда вроде бы понимающий муж Хейли, пытаясь утешить её после сильного конфликта с руководством, убеждает жену, что, даже лишившись ролей в порно, она всегда сможет пойти в эскорт («Это ведь то же самое!»), Хейли приходит в негодование. «Как это то же самое?! Снимаясь, я выбираю сама, что мне делать, а не меня выбирают!» — возмущается она.
При этом Хейли-Джолин далеко не безупречна в собственном поведении и зачастую примеряет на себя «мужскую» социальную роль. Она отстаивает феминистские взгляды, но при этом не гнушается мимоходом отпускать сальные (и непрошеные) комментарии в адрес коллег — например, сообщает операторке, что у той «сиськи — полный восторг», или игриво шлёпает её по заду. Хейли, главная кормилица в своей семье, считает своего мужа-домохозяина, который заботится о детях, ведёт её аккаунты в соцсетях и морально её поддерживает, нахлебником. У неё в голове явно уживаются двойные стандарты: когда старшая дочь рассказывает ей о том, как проснулась от того, что бойфренд занимается с ней сексом, не спросив на то её согласия, Хейли попросту отмахивается от этой проблемы. «Всегда говори всё вслух, у мальчиков вечно проблемы с пониманием», — говорит она дочери, по сути, перемещая вину за нежеланный секс на жертву. Так себе родительский совет.
Однако Хейли делает это неумышленно: такая форма виктимблейминга — результат её собственного травматичного опыта из юности. Пожалуй, самая важная в сериале реплика звучит ближе к финалу, когда Хейли рассказывает своему адвокату Стелле о том, почему так отрицательно относится к Тому Пейну и почему так стремилась защитить от него наивную Эми. «Я не сказала „нет“», — говорит она Стелле, захлёбываясь слезами. «А ты сказала „да“?» — в ответ спрашивает её Стелла. Именно отсутствие самой возможности сказать «да» в порнобизнесе и есть главная проблема, которую освещает сериал. Хейли одновременно и обидчица, и в то же время жертва — она продукт безжалостной порноиндустрии, по большей части сконцентрированной вокруг обслуживания интересов мужчин. Если домогательства в офисной среде уже явно обрели статус недопустимого поведения, то на домогательства в секс-сфере по-прежнему смотрят сквозь пальцы. Согласие женщин заниматься сексом на камеру до сих пор многими автоматически приравнивается к готовности заниматься сексом когда угодно и с кем угодно — а потому разрешения на секс у работниц порноиндустрии никто и не спрашивает.
Главную героиню в «#трудовыхбуднях» сыграла замечательная Хейли Сквайрс («Я, Дэниел Блейк», «Миниатюрист»). Актриса тщательно готовилась к съёмкам: посмотрела все документальные фильмы о порнобизнесе, побывала на съёмках реальных порнофильмов и много общалась с известной порноактрисой Ребеккой Мор, которая консультировала создательниц сериала. Сквайрс была впечатлена тем, насколько порноиндустрия структурно схожа с обычными корпорациями и что сюжеты для съёмок диктуют показатели алгоритмов, которые отражают поисковые интересы пользователей на порталах с порнографией и результаты досмотренных ими до конца видео. Её героиня, которая снимается уже пятнадцать лет, скучает по временам, когда у порнофильмов были сюжеты. Сейчас же «не обязательно это должно быть что-то сексуальное, просто что-то такое, чего ты ещё не видел», — объясняет ей один из профессионалов индустрии.
«Важно разбить существующие социальные клише о том, что женщины, занятые в этой индустрии, либо жертвы, либо распутницы. В их жизни всё куда сложнее. Надеюсь, люди начнут понимать, что эти женщины такие же человеческие существа, а не те фантастические сексуальные объекты, которые мы видим на Pornhub. Мы должны помнить, что у них есть своя жизнь, что их душевное здоровье важно; что у них есть свои проблемы, которые им приходится решать каждый день, — они не роботы! Они не вульгарные женщины, которых вы не понимаете или боитесь. Они точно так же, как и все мы, вынуждены лавировать между жизненными препятствиями, такими как дети, отношения, необходимость платить по счетам, заботы о будущем и тяготящие мысли о прошлом», — говорит Сквайрс.
«#трудовыебудни» — это история о том, как, казалось бы, давно пережитые травмы из прошлого продолжают влиять на наше настоящее; о компромиссах с самой собой, на которые так или иначе вынуждены идти все женщины; о том, что идеальных выходов из сложных, мучительных ситуаций не существует — всегда приходится чем-то поступиться (в случае с женщинами — чаще всего собственной гордостью и достоинством). У сериала «#трудовыебудни» нет удовлетворяющего счастливого конца, а только жизненный и печальный — тех, кто любит хэппи-энд, эмпауэрмент и торжество добра и справедливости, он, скорее всего, разочарует. Но, возможно, в этом и есть его главный плюс: отсутствие хорошего конца — это повод продолжить обсуждение о том, как если не достичь, то хотя бы к нему приблизиться.
Фотографии: Channel 4