СериалыСериал «И повсюду тлеют пожары»: Материнство
по правилам и без
Риз Уизерспун против Керри Вашингтон
ТЕКСТ: Дина Ключарёва, автор телеграм-канала One Oscar For Leo
На стриминге Hulu стартовал сериал «И повсюду тлеют пожары» — экранизация одноимённого романа-бестселлера американской писательницы Селесты Инг. Мелодрама о сильных женщинах сразу с двумя звёздными локомотивами в лице Риз Уизерспун и Керри Вашингтон — долгожданный грузовик с пряниками, который наконец перевернулся и на улице Hulu, где главным хитом в схожем жанре до этого была только антиутопия «Рассказ служанки». «И повсюду тлеют пожары» — короткая, но эффектная притча о материнстве и уступках собственной совести, о понятиях добра и зла и о том, насколько по-разному их могут трактовать разные люди. Рассказываем подробности.
Внимание, текст содержит спойлеры.
1997 год, в маленьком благонравном городке Шейкер-Хайтс в Огайо жизнь спокойна и регламентированна (трава на газонах должна быть не выше пятнадцати сантиметров — да, её измеряют). Елена Ричардсон (Риз Уизерспун), матриарх уважаемого местного семейства, замечает на парковке незнакомый побитый жизнью «шевроле», в котором, кажется, спят люди — о чём не медля сообщает в полицию. Чуть позже, когда Елена встречается с потенциальными арендаторами домика, который достался ей по наследству, она понимает, что они и есть те самые афроамериканцы из потрёпанного «шеви»: скиталица-художница по имени Мия Уоррен (Керри Вашингтон) и её пятнадцатилетняя дочь Пёрл. Испытывая угрызения совести и «вину белого человека», Елена сдаёт им домик совсем не на тех условиях, на которых планировала, но в глубине души хвалит себя за добросердечие и заботу об обездоленных. Мия устраивается работать в местную китайскую забегаловку, а Перл начинает ходить в школу вместе с детьми Ричардсонов, проводит всё больше времени у них в гостях и отдаляется от матери. Последнюю это изрядно напрягает, и она устраивается к Елене помощницей по хозяйству, чтобы приглядывать за дочкой. В семье у Елены тоже не всё гладко — её младшая дочь-бунтарка Иззи, напротив, тянется к Мие, узнав в ней родственную творческую душу. Разные и в этническом, и в классовом, и в мировоззренческом отношении, Елена и Мия недолюбливают друга друга, но в прямое противостояние вступают только тогда, когда оказываются по разные стороны баррикад во время дела об опеке над годовалой китайской девочкой: Елена поддерживает заботливых приёмных родителей, а Мия — биологическую мать, которая оставила ребёнка, потому что не могла его прокормить.
Первый роман Селесты Инг «Всё, чего я не сказала», триллер об утонувшей девочке-подростке, стал для писательницы настоящим прорывом, поэтому неудивительно, что к выходу второй её книги «И повсюду тлеют пожары» читательские ожидания были весьма высоки. Инг не подвела. Та же судьба ждала и новый проект Риз Уизерспун, чья продюсерская компания Hello Sunshine вот уже который год занимается экранизацией бестселлеров, написанных женщинами. У самой актрисы в минувшем году вышло два крупных и весьма успешных проекта: второй сезон «Большой маленькой лжи» и «Утреннее шоу», — поэтому за новыми работами Уизерспун мир следит с особым вниманием. В экранизации «Пожаров» актриса решила сама сыграть одну из главных ролей, а вторую предложила своей давней подруге Керри Вашингтон, которая выступила сопродюсером сериала. Крошечное камео досталось и самой Инг, которая играет одну из гостий Елены во время собрания её книжного клуба. Шоураннером «Пожаров» стала Лиз Тайглаар, которая прежде работала над сериалами «Нэшвилл», «Мотель Бейтсов», «Клуб жён астронавтов» и «Утреннее шоу».
Роль Елены выглядит для Уизерспун логичным продолжением её амплуа деятельной выскочки, которое она отлично отработала и в «Большой маленькой лжи», и в «Утреннем шоу». Елена, с её заметным комплексом спасителя и чрезмерной озабоченностью мнением окружающих, являет собой более выдержанную личность, чем Мадлен Маккензи или Брэдли Джексон, но при этом и более опасную. Оправдывая свои поступки добродетелью, она слишком глубоко вмешивается в жизни посторонних людей, вопреки своим намерениям меняя их к худшему. Собственную тревожность она маскирует желанием контролировать абсолютно всё: в кухне висит размеченным цветными стикерами распорядок недели для всего семейства, книги расставлены по цветам, а секс с мужем случается исключительно по расписанию (минута опоздания — и муж остаётся ни с чем). Единственной способной по достоинству оценить её усилия оказывается Перл, очарованная порядком в доме у Ричардсонов, и Елена, убеждённая, что родитель из Мии так себе, берёт Перл под крыло и начинает её опекать.
Уизерспун удивительно тонко удаётся передать снисходительный снобский тон, подспудный расизм и пассивную агрессию своей героини, которые та даже не осознаёт, когда подчёркивает в присутствии Перл, что бойфренд её дочери тоже афроамериканец. Несмотря на то что Елена одержима желанием казаться милосердной и справедливой, она, тем не менее, очень привязана к своему привилегированному социальному статусу богатой белой женщины. Её заметно выбивает из колеи то, что Мия, даже будучи её прислугой, не выказывает пиетет перед своей благодетельницей и не уважает её влиятельность. А когда Мия неожиданно берёт слово во время обсуждения в книжном клубе «Монологов вагины», понимая эту пьесу лучше, чем любая из присутствующих, Елена и вовсе теряет дар речи.
Как и Уизерспун, Керри Вашингтон в «Пожарах» аналогично продолжает двигаться в уже проложенной её предыдущими ролями колее. Мия Уоррен — та же Оливия Поуп, только с творческой жилкой: женщина с железной волей и чётко выставленными границами (которым можно позавидовать), не дающая никому спуску и никого к себе близко не подпускающая. Мию разрывает желание защитить дочь от разлагающего влияния испорченных богатых белых деток и в то же время дать ей пожить той жизнью, о которой Перл мечтает. В отличие от Елены и её детей, у Мии и Перл куда более близкие отношения и выше степень взаимодоверия, но и те оказываются под вопросом, когда Перл на примере Ричардсонов видит, какой предсказуемой и оттого комфортной может быть жизнь подростка. Она обвиняет мать в том, что та из-за своего кочевнического образа жизни не даёт ей стабильности и возможности побыть обычным тинейджером: найти свой круг, пройти учебный год целиком в одной школе, завести друзей и бойфренда. Как и Мия, Перл полна противоречий: она привязана к матери, не способной дать ей уверенность в завтрашнем дне, и одновременно очарована внешне идеальной обстановкой в доме у Ричардсонов.
Впрочем, знакомясь с Ричардсонами ближе, Перл в дальнейшем понимает, что до идеала тут ой как далеко. Милая старшая дочь Елены оказывается недалёкой расисткой, которая завидует трудностям в жизни Перл, потому что их описание могло бы выгодно смотреться в эссе для поступления в Йель. Старший сын — обычный задира, не уважающий сверстниц. Младший сын Елены, милый на первый взгляд, позже оказывается завистливым и ревнивым. Перл понимает, что ни о какой бескорыстной дружбе здесь речь не идёт, но продолжает общаться с Ричардсонами, преследуя собственные цели. «Думаю, она знает, чего хочет. Думаю, она знает, что Ричардсоны используют её, но если она правильно сыграет свою роль, то и сама может использовать их в своих интересах», — говорит о своей героине Лекси Андервуд, которой досталась роль Перл. Интересно, что Инг не указывает в книге-первоисточнике этническую принадлежность Мии и Перл, хотя и подразумевает, что они белые. То, что в сериале появляются героини-афроамериканки, играет только на пользу сюжету и подчёркивает контрасты — усиливает напряжение между Мией и жителями городка, которым она противостоит, и объясняет острое желание Перл вписаться в компанию местных подростков.
«Пожары» далеко не первый сериал, который исследует вечную тему «дочки-матери», но один из немногих, что углубляются не столько в логистику и физиологию воспитания детей, сколько в моральную сторону материнства. Шоу со всех сторон исследует вопрос «что такое хорошая мать» и как коррелируют с материнством происхождение и социальный статус. Кто лучше — та, которая ставит на первое место свои интересы или интересы детей? Та, которая воспитывает детей в стабильности, или та, что с малых приучает их к непредсказуемости жизни и искусству адаптироваться к обстоятельствам? Какой вариант предпочтительнее: биологическая мать, которая выносила ребёнка и может воспитать его в своих культурных традициях, или приёмная мать, которая способна его материально обеспечить и дать хорошее образование? В какой момент «маме лучше знать» должно смениться на «пусть учится на своих ошибках»? Слишком много факторов, чтобы дать точное определение правильной матери и идеального материнства. Понятно только одно: чтобы быть достаточно хорошей матерью, своего ребёнка нужно любить — и обе главные героини «И повсюду тлеют пожары» с этим вполне справляются.
ФОТОГРАФИИ: Hulu