СериалыСериал «Ключи Локков»: Подростковый хоррор
о семейной трагедии
и волшебных ключах
Долгожданная экранизация хитового комикса
ТЕКСТ: Дина Ключарёва,
На Netflix вышел первый сезон сериала «Ключи Локков» по одноимённой серии хоррор-комиксов писателя Джо Хилла (сына Стивена Кинга) и художника Гэбриэла Родригеса, выходившей с 2008 по 2013 год. Судьба у «Ключей Локков», прямо скажем, непростая: экранизация шла к зрителям долгие десять лет, пока студии и каналы передавали друг другу на неё права. Ситуация благополучно разрешилась, когда проект попал в поле зрения Netflix и идеально встроился в его обойму с фантастическими семейными и подростковыми драмами где-то между «Очень странными делами» и «Леденящими душу приключениями Сабрины».
Для того чтобы сериал угодил формату Netflix, оригинальную историю пришлось ощутимо изменить: сделать менее зловещей и кровавой, разбавить градус семейной трагедии и облагородить внешность монстров и злодеев. Что не очень понравилось истым фанатам комиксов — многие сочли долгожданную экранизацию беззубой и растерявшей индивидуальность, а получившихся героев — неубедительными. Рассказываем, что в результате калибровки хоррора под семейный формат получилось у создателей сериала хорошо, а что — не очень.
Шоу (как и комиксы) начинается с того, что семейство Локков переезжает из Сиэтла в старое родовое поместье — готичного вида особняк «Дом Ключей» на окраине городка Мэтисон. Недавно овдовевшая Нина и трое её детей — подростки Тайлер и Кинси и их неуёмный младший брат Боди — всё ещё пребывают в шоке после того, как стали свидетелями убийства Ренделла, главы семьи. Пока старшие дети пытаются справиться с чувством вины и горем от потери отца, адаптироваться к новой школе и найти себе место среди ровесников, Боди обнаруживает в доме волшебные шепчущие ключи — один позволяет переместиться в любую точку планеты, другой — изменить внешность, третий — в буквальном смысле забраться к себе в голову и пригласить туда гостей. Боди начинает экспериментировать с их магическими возможностями, но в процессе случайно выпускает из заброшенного колодца на территории поместья нечто опасное и монструозное, желающее заполучить контроль над ключами. Ему на помощь приходят брат и сестра, и вместе дети обнаруживают, что их родовое гнездо и некоторые местные жители скрывают массу тёмных секретов.
Несмотря на то, что сериал далеко не дословно следует комиксу, основные повороты сюжета и готический подтон его создатели сохранили. С некоторыми второстепенными героями произвели рокировку (например, подруга Кинси из комиксов здесь превращается в девушку Тайлера), отдельные события переставили в общей хронологии без особого ущерба для главной линии. Ключевое отличие шоу от первоисточника — в общей тональности. Если «Ключи Локков» Хилла — это печальная история трагедии одной семьи, приправленная ужасами и волшебными перипетиями, то сериал Netflix — это типичная для стриминга мрачная сказка о подростковых приключениях и пубертатных страстях, которая так и не становится по-настоящему страшной, эдакий «Ривердэйл» встречает «Призраков дома на холме», как метко описывает шоу критик The Verge. В 2011 году канал Fox снял пилотную серию «Ключей Локков» (у неё даже сохранился трейлер), визуально и тонально куда более близкую к оригиналу. Однако проект так и не пошёл в производство — оказалось, что внешнего сходства не достаточно для того, чтобы найти своего зрителя.
Создатели «Ключей Локков» — продюсеры с богатым и весьма релевантным опытом: Мередит Эверилл запускала сериал «Призраки дома на холме», Карлтон Кьюз делал «Остаться в живых» и «Мотель Бейтсов», Арон Илай Колит — «Героев» и недавний «Рассвет». В интервью они любят подчёркивать, что в предыдущие разы проекту никак не удавалось «взлететь», потому что в нём было больше хоррора, чем фантастики. Ну, и качество спецэффектов, без которых реализовать такой сериал не представляется возможным, заметно выросло за последние десять лет — не говоря уже о бездонном кошельке Netflix.
«Мы представляли себе скорее нечто вроде „Гарри Поттера“ или фильма Спилберга, нежели нишевую жанровую экранизацию», — говорит Кьюз. При работе над сценарием «Ключи Локков» слегка «подправили» в соответствии с современной повесткой. Например, городок, где находится «Дом Ключей», в оригинале носил название Лавкрафт в честь известного писателя и популяризатора хоррор-жанра, но в сериале его переименовали в Мэтисон — в честь другого автора фантастических произведений Ричарда Мэтисона, который, в отличие от Лавкрафта, не обладает дурной славой расиста. В комиксах у Нины, матери семейства, алкогольная зависимость — а вот сериальная Нина уже шесть лет в завязке. Монстр, олицетворяющий страхи Кинси, которого она вытаскивает из собственной головы, чтобы снова почувствовать себя собой, в первоисточнике размером с мышь, а в шоу больше походит на полноразмерного зомби. Гендерный и Расовый ключи в сериале объединили в один куда более универсальный Ключ Идентичности, с помощью которого можно изменить внешность как угодно (а не только пол или цвет кожи).
Несмотря на все перемены, Джо Хилл вполне доволен экранизацией. «У Netflix отлично всё получилось. Тут есть и фэнтези, и хоррор, и позитивные моменты, и игривость. Я очень-очень горд тем, как у шоу получилось передать то, что придумали мы с Гэбриэлом», — говорит писатель, получивший за «Ключи Локков» в 2011 году премию Айснера — своего рода «Оскар» в мире комиксов. Интересно, что у Хилла и Родригеса в сериале есть метакамео: так же, как и в оригинальном комиксе, они появляются в кадре в качестве эпизодических персонажей — здесь в роли врачей скорой помощи (Хилл — тот, что с бородой).
В целом, как и в недавнем случае с «Ведьмаком», всё зависит от оптики зрителя и его предварительного знакомства с исходным материалом. Знатокам серии Хилла и Родригеса, разумеется, будет к чему придраться (и чему порадоваться — в сериале просто куча пасхалок), зато неподготовленные зрители с удовольствием будут перемещаться с героями по их семейной истории и дому, хранящему множество тайн. Персонажи оригинальных комиксов адаптированы в более удобоваримые телевизионные типажи, но их проблемы остались теми же. Каждый из детей находит собственный способ пережить горе: Тайлер обращает его в гнев, Кинси включает пассивную агрессию, закрывается в себе и старается затеряться в толпе школьников, а Боди с головой бросается в опасную авантюру с поиском магических ключей. Несмотря на лёгкую и увлекательную форму, сериал исследует важные вопросы: как строятся отношения братьев и сестёр в семье, как эмоции влияют на память, как зависимость одного члена семьи отражается на всех, как травма сказывается на точности воспоминаний, как преодолеть потерю близкого и справиться с чувством, что это ты виноват в его гибели. Вопреки мнению скептиков, «Ключи Локков» — это не очередная колченогая тинейджерская драма Netflix без шансов на второй сезон, а цельный, интересный и перспективный проект с отличным основанием в виде мощной эмоциональной истории о потере, взрослении и выживании в борьбе против сверхъестественных сил.
ФОТОГРАФИИ: Netflix