СериалыМонстры против Супермена: «Ведьмак» пытается покорить сердца любителей фэнтези
Буря мечей, танец с драконами и подвиги Геральта
ТЕКСТ: Дина Ключарёва, автор телеграм-канала One Oscar For Leo
На Netflix состоялась долгожданная премьера сериала «Ведьмак» по одноимённой саге польского писателя Анджея Сапковского. К шоу не остались равнодушными ни критики, ни фанаты книг и игр, но если первые встретили нового ведьмака довольно прохладно, то последние в большинстве своём пришли в полный восторг. Такой расклад не удивляет: густонаселённая вселенная «Ведьмака» сложна и необычна, а создатели сериала задались целью в первую очередь угодить уже имеющейся фан-базе и предпочли обойтись без долгих прологов и объяснений, кто есть кто и каков расклад политических сил на Континенте. Этот подход может показаться недружелюбным по отношению к тем, кто не знаком с мифологией саги, но эту проблему легко решить, бегло прочитав пару статей в Википедии перед просмотром сериала — и вникнуть в происходящее на экране станет намного проще.
Первый сезон «Ведьмака» (а всего их задумано семь) опирается на истории из первых двух книг в цикле — и «Последнее желание», и «Меч предназначения» представляют собой сборники рассказов о приключениях ведьмака Геральта, странствующего наёмного охотника на монстров. Ведьмаков готовят в специальных школах с раннего детства: учат сражаться и владеть разным оружием (включая простейшую боевую магию), обращаться с ядами и снадобьями, знакомят с разнообразной монструозной фауной Континента (это обширный материк наподобие Вестероса из «Игры престолов», напоминающий Восточную Европу времён позднего Средневековья) и подвергают различным опасным мутациям, чтобы повысить выносливость и улучшить боевые качества будущих наёмников. К моменту событий сериала ведьмаков на Континенте осталось не так уж много, а сама профессия давно потеряла свой престиж: простое население ведьмаков побаивается и уважает, но работу их считает грязной.
Седовласый ведьмак Геральт (Генри Кавилл) — редкий представитель своего исчезающего ремесла, наделённый изрядной долей сочувствия к своим жертвам. Человек-гора и угрюмый рубака, каким его видят окружающие, лучше многих понимает, что чаще всего куда более страшными чудовищами оказываются не василиски, драконы и упыри, а завистливые, ревнивые и обиженные люди. Как и все ведьмаки, он живёт дольше, чем простые смертные, и предпочитает ни с кем не сближаться и не заводить дружбу, пока не знакомится с болтливым, но добродушным бардом по имени Лютик и чародейкой Йеннифэр со сложным характером — и не оттаивает в их компании — тех, кто видит в нём не только машину для убийств. Первый увязывается за Геральтом, чтобы сочинять популярные песни о его подвигах, со второй же ведьмака сводит случай — а сам он, в попытке спасти Йеннифэр от одной неудачной колдовской идеи, связывает её судьбу со своей одним роковым желанием.
Тем временем Континент охвачен феодальными междоусобицами: властители мелких королевств при помощи своих придворных магов и войск совершают набеги на соседние государства, попутно занимаясь геноцидом эльфов и притеснением прочих коренных народов материка. В одном из таких королевств живёт девочка Цири — принцесса Цинтры, которой правит её бабушка, королева-воительница Калантэ. Когда Цинтра попадает в осаду королевства Нильфгаард, Калантэ велит Цири бежать и найти Геральта, которому по Праву Неожиданности она была обещана ещё до рождения и который позаботится о ней. Так начинается её личная история взросления — путь от наивной хрупкой принцессы к могущественной амазонке со сверхспособностями. Все три главные линии — Геральта, Йеннифэр и Цири — сходятся только в финальном эпизоде шоу, который однозначно обещает куда более динамичный и драматичный второй сезон (Netflix заказал его ещё до выхода первого).
Шоураннером проекта стала Лорен Шмидт Хиссрич — сценаристка с большим опытом работы в проектах о выдуманных вселенных и супергероях, среди которых «Сорвиголова», «Защитники» и «Академия Амбрелла». Поначалу она опасалась браться за фэнтези, однако руководство Netflix, воодушевлённое успехом её предыдущих работ, уговорило Лорен попробовать. Хиссрич решила рассказывать историю не только через оптику Геральта (как это происходит в книгах), но дать голоса двум её главным героиням — поэтому их предыстории, описанные в книжном цикле оговорками, занимают в сериале солидное время, а зрители знакомятся с девушками, не дожидаясь, пока с теми пересечётся путь ведьмака.
Вокруг назначения Генри Кавилла на роль ведьмака почти год не утихало возмущение фанатов, которые никак не могли представить актёра с глыбой мышц в образе ловкого беловолосого наёмника — особенно волновались те, кто помнит польскую экранизацию 2002 года с менее массивным и более хмурым Михалом Жебровским в главной роли. И всё же после выхода сериала большинство сменило гнев на милость, а шуточки про Супермена в парике Дейенерис поутихли: Кавилл приложил все усилия, чтобы убедительно перевоплотиться в усталого немногословного воителя с вечным сардоническим «хм». В многочисленных интервью к выходу сериала актёр с удовольствием рассказывает, что давно является фанатом игр по мотивам романов Сапковского (а третью часть даже прошёл дважды) и всегда надеялся, что из исходного материала однажды сделают классный сериал. Когда Netflix объявил о покупке прав на экранизацию саги, Кавилл пришёл в полный восторг и засадил своих агентов каждый день звонить руководству Netflix и спрашивать, когда кастинг, потому что «мистер Кавилл очень заинтересован в роли». Мечты сбываются — и, как оказалось, не зря: участники съёмок единодушно рассказывают, что Кавилл заражал преданной любовью к истории о ведьмаке всю площадку и изумлял своей дотошной фанатской осведомлённостью о мельчайших деталях.
Из-за общего знаменателя в виде жанра фэнтези «Ведьмака» неизбежно сравнивают с «Игрой престолов», хотя вообще-то сюжетно он куда ближе к «Мандалорцу» — с одиноким наёмником в центре истории, которому судьба преподносит сюрприз в виде ребёнка с необычными способностями. Кавилл считает сравнение с «Игрой престолов» лестным — с учётом того, что речь идёт о сериале, за последние десять лет фактически изменившем телевизионный ландшафт и вообще подход к съёмкам эпических историй. «Ведьмак» — это, разумеется, не новая «Игра престолов», но он уверенно заполняет дыру, оставшуюся на её месте, не давая той пустовать до выхода нового «Властелина колец» на Amazon.
Сериал сделан добротно и с огромным уважением к первоисточнику. Его главный герой — сложный многосторонний персонаж, которого сопровождают не менее интересные второстепенные. Хореография боевых сцен восхитительна, а виртуозное владение мечом Кавилла просто захватывает дух (кстати, актёр сам выполняет почти все трюки). Работа постановщиков, гримёров и костюмеров выше всяких похвал — особенно приятно, что создатели не поленились и зашили с их помощью в сериал массу пасхалок для любителей игр — от доспехов Геральта до ванн, которые он регулярно принимает. В шоу достаточно и откровенных сцен, и обнажёнки (вот здесь как раз таки можно сказать спасибо «Игре престолов» за проторённую в этой области дорожку). Это масштабный фантастический проект со всеми обязательными элементами жанра: войнами, магией, судьбоносным пророчеством, драматичной любовной линией и даже прилипчивой песней (которая уже породила невероятное количество мемов), а его первый сезон — всего лишь знакомство с его основными фигурантами и погружение в насыщенную атмосферу опасного волшебного мира, и самое интересное всё ещё впереди.
ФОТОГРАФИИ: Netflix