СериалыСериал «Мандалорец»: Неторопливый
космический вестерн
в мире «Звёздных войн»
Салуны, мустанги и пыль звёздных прерий
ТЕКСТ: Дина Ключарёва, автор телеграм-канала One Oscar For Leo
На прошлой неделе в некоторых странах запустился стриминговый сервис Disney+ — потенциальный главный конкурент Netflix с гигантской библиотекой сериалов и кино. Премьерным локомотивом стал сериал «Мандалорец», действие которого происходит во вселенной «Звёздных войн» во временном промежутке между падением Империи и появлением Первого Ордена. Его главный герой — одинокий беспощадный охотник за головами. Несмотря на фантастический антураж, «Мандалорец» оказался больше всего похож на самый что ни на есть классический вестерн со всеми обязательными атрибутами жанра. Рассказываем подробнее.
Заходит как-то охотник за головами в бар — буквально так и начинается «Мандалорец». Титулярный герой в исполнении Педро Паскаля — представитель народа с планеты Мандалор, воинственных наёмников-кочевников, знаменитых своей выдержкой и боевыми талантами. Дин Джаррен (так и зовут, собственно, Мандалорца из сериала) — одиночка, член Гильдии охотников за головами, и первый сезон шоу посвящён одной из его миссий. Сдав очередную порцию замороженных в карбоните трофеев, Мандалорец получает новое загадочное задание, за выполнение которого ему сулят внушительную награду в виде слитков редкой бескарской стали — мандалорцы ценят её выше любых денег и используют для отлива собственных доспехов, выдерживающих выстрелы бластера и удары светового меча. Безымянный Клиент в лице Вернера Херцога в окружении штурмовиков вручает Джаррену трекер с последним местоположением его цели и даёт единственную наводку — существу, которое живым или мёртвым должен доставить Мандалорец, около пятидесяти лет. Поскольку после падения Империи далёкая галактика находится в политическом хаосе, на её окраинах и вовсе царит беззаконие и самоуправство — настоящий Дикий Запад в космосе. В первом же эпизоде немногословный Джаррен переживает несколько нападений и даже конкуренцию с дроидом — охотником за головами IG-11 (его озвучил Тайка Вайтити), который в итоге помогает ему добраться до искомого, коим оказывается не кто иной, как очаровательный ушастый младенец той же расы, что и Йода.
Главное и, пожалуй, кардинальное отличие «Мандалорца» от полнометражных «Звёздных войн» даже не в том, что многострадальное семейство Скайуокер наконец-то оставили в покое, а в темпе повествования. Создатели, кажется, получают настоящий кайф от того, что в сериальном формате могут не торопясь рассказывать историю главного героя и описывать мироустройство вокруг него, и заодно зашивают в недолгие тридцать-сорок минут каждой серии щедрые порции аллюзий, отсылок и пасхалок. Шоураннером проекта выступил Джон Фавро, которого большинство знает по работе над «Железным человеком» и роли помощника Тони Старка. «Мандалорец» — не первое появление Фавро во вселенной «Звёздных войн»: с 2008 года он озвучивает одного из героев анимационного сериала «Звёздные войны: Войны клонов» — Пре Визслу, тоже, кстати, мандалорца. Фавро — преданный фанат саги Джорджа Лукаса — настолько впечатлился этим своим опытом, что решил проявить инициативу и сам написал четыре первых эпизода потенциального сериала уже о другом мандалорце. Актёр показал свой проект руководству Disney и заявил, что готов его реализовать только при условии, что ему дадут полную творческую свободу. В Disney от идеи пришли в восторг.
На главную роль Фавро позвал Педро Паскаля — не в последнюю очередь благодаря его знаменитой пластике, которую актёр проявил на съёмках «Игры престолов», когда его прыткий и ловкий Красный Змей отважно сражался с Горой. Получив приглашение на встречу с Фавро, Паскаль, выросший на «Звёздных войнах», был вне себя от счастья и заранее был согласен на любую эпизодическую роль — «да хоть для упаковки хлопьев сниматься», как он сам говорит в одном из интервью.
Здесь его умение выразительно двигаться оказалось куда важнее мимики: практически всё время Джаррен проводит в полной боевой амуниции и шлеме, скрывающем его лицо — существует поверье, что мандалорцы никогда его не снимают на людях, поэтому достоверно не известно, суждено ли зрителям вообще увидеть хитрую фирменную ухмылку Паскаля. Его герой при всех своих талантах и галактическом авторитете, сравнимом с репутацией агента 007, совсем не безликая машина для убийств: он человечен, уязвим и нередко сомневается и ошибается и всё ещё ищет своё место в этом мире.
Во время подготовки к съёмкам Фавро попросил Паскаля посмотреть фильмы Серджо Леоне и Акиры Куросавы — чтобы лучше понять эстетику шоу и образ главного героя. «Мандалорец» действительно очень похож на вестерн (с небольшой поправкой на бластеры и космических носорогов): в центре истории — несокрушимый герой-отшельник, который изъясняется рублеными фразами, стреляет от бедра и объезжает строптивого мустанга. Долгие паузы, пронзительные взгляды (заметные даже вопреки наличию шлема), безлюдные пыльные просторы, снятые с широкого угла, суровые местные жители — все эти детали моментально воскрешают ностальгию по классическим спагетти-вестернам прошлого века. Эффект усиливает и замечательный саундтрек Людвига Йораннсона (лауреата «Оскара» за саундтрек к «Чёрной Пантере»), в который композитор вплёл и узнаваемые мотивы великой музыки Джона Уильямса, и насвистывание флейты, типичное для вестернов.
Отчасти поэтому «Мандалорец» понравится и тем, кто не силён в мудрёной мифологии «Звёздных войн»: герой сериала — отдельная, незнакомая даже истым фанатам личность и его путь не связан с вехами и персонажами предыдущих частей саги. Поскольку «Мандалорец» — главная премьера стриминга Disney+, шоу ожидаемо под завязку забито фан-сервисом — взять хотя бы малыша Йоду, который свёл с ума весь интернет. Наблюдать за приключениями Джаррена — всё равно что смотреть стриминг какой-нибудь игры: предыстория не особенно важна, герой выполняет главную миссию и несколько побочных, зарабатывает очки, улучшает амуницию.
Несмотря на короткий хронометраж, в сериале предостаточно и динамичных боевых, и умилительных, и напряжённых сцен. Но интереснее всего то, что в телевизионном формате размывается привычная двухмерность классической саги Лукаса, где добро и зло всегда очевидны и противоположны друг другу. Мандалорец сам по себе — персонаж из серой зоны: с одной стороны, его предшественник, другой мандалорец Боба Фетт был однозначно отрицательным героем, захватившим однозначно положительного Хана Соло, и Джаррен — такой же хладнокровный наёмник, исполняющий чужие заказы за большие деньги. С другой — не может ведь его сердце не дрогнуть после того, как малыш Йода спас его жизнь с помощью Силы. Инсайдеры пишут, что самое интересное начинается с третьей серии: Джаррен обретает банду единомышленников из таких же аутсайдеров, как и он сам, а поскольку второй сезон шоу уже вовсю снимается, надо думать, что впереди их ждёт немало опасных и увлекательных испытаний.
ФОТОГРАФИИ: Lucasfilm, Walt Disney Studios