СериалыСериал «Тёмные начала»: Достойная экранизация
фантастической саги Филипа Пулмана
История взросления в волшебном мире
ТЕКСТ: Дина Ключарёва, автор телеграм-канала One Oscar For Leo
НВО не сбавляет обороты в битве за внимание зрителей: на стриминге (а в России на «Амедиатеке») вслед за «Хранителями» выходит ещё одна масштабная премьера — экранизация эпической трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала». Сериал порадует даже хардкорных фанатов саги: шоу почти дословно следует оригиналу и идёт точно по сюжету первой книги, изредка заимствуя детали из второй (под названием «Чудесный нож») и даже из недавно вышедшего приквела «Книга Пыли».
История начинается в одном из окcфордских колледжей, где под присмотром профессоров и своего дяди Азриэла (Джеймс Макэвой) живёт двенадцатилетняя сирота Лайра Белаква (в русском переводе книги героиню зовут Лира; в сериале её играет Дафни Кин из «Логана»). Мир Лайры похож на наш эпохи примерно пятидесятых годов XX века — но не совсем. Летающие металлические дирижабли, разумные бронированные медведи, ведьмы и кочующие на лодках цыгане здесь в норме вещей, а каждого человека сопровождает внешнее воплощение его души, так называемый дэймон — говорящий зверёк, который может менять своё обличье, пока его хозяин не достигнет половой зрелости. Главенствующий государственный орган в этом мире — авторитарная религиозная структура под названием Магистериум, которая пытается распространить своё влияние на все сферы жизни граждан.
Лайра — маленький сорванец, который бегает по крышам и криптам Оксфорда в сопровождении своего дэймона Пана и юных приятелей. Её дядя Азриэл — отважный исследователь Севера, одержимый идеей открыть новую элементарную частицу и с её помощью стереть границы между параллельными мирами — что очень не нравится Магистериуму. Лайра мечтает путешествовать вместе с ним, но у неё есть проблема, которая требует более срочного решения: пропадает её лучший друг Роджер. Когда дядя отправляется в очередную экспедицию, глава колледжа, при котором живёт Лайра, отдаёт её на воспитание к загадочной миссис Коултер (Рут Уилсон) — элегантной красивой даме с улыбкой чеширского кота и дэймоном в виде золотой обезьяны. Миссис Коултер прилагает все усилия, чтобы превратить Лайру из томбоя в маленькую леди, но тщетно: Лайру слишком волнует судьба друга и вместо того, чтобы в нарядных платьях прислуживать гостям на званых ужинах, она пускается на поиски Роджера в компании новых друзей. Дело осложняется тем, что у Лайры есть запрещённый Магистериумом алетиометр — гаджет наподобие золотистого компаса, способный дать ответ на любой вопрос тому, кто умеет с ним обращаться, а про саму Лайру ходят слухи, что именно она — героиня давнего пророчества о ребёнке, который положит конец привычному ходу вещей в этом мире.
Телеадаптация всенародно любимых историй — это сложная и неблагодарная работа: обязательно найдутся те, кто иначе представлял себе героев или тон повествования. Вдвойне сложно экранизировать такое произведение, как «Тёмные начала»: трилогия Пулмана адресована и детям, и взрослым, и неопытным, и хорошо образованным читателям — и за приключенческой составляющей кроются вложенные в сюжет философские идеи о тщетности веры, а также аллюзии на «Потерянный рай» Мильтона (фраза «His dark materials» из этой поэмы дала название саге) и отсылки к поэзии Блейка.
Экранизация первой книги трилогии в 2007 году с треском провалилась в прокате, несмотря на звёздный актёрский состав в виде Николь Кидман, Дэниела Крейга и Евы Грин. «Золотой компас» сохранил все внешние приметы книги-первоисточника, но хронометраж киноформата и жанровые рамки «семейного кино» не позволили создателям вложить в картину сложную антихристианскую концепцию Пулмана. Вместо вполне серьёзной истории взросления фильм получился нарядной сказочкой, набитой событиями и сверхъестественными существами, но совершенно лишённой существенного идейного веса книги.
Другое дело «Тёмные начала», которые добираются до зрителя в очень уместное время. «Игра престолов» уже доказала, что формат сериала идеально подходит для экранизации легендарных фантастических саг: восемь часов (в отличие от двух) позволяют куда детальнее построить альтернативную реальность, шире развернуть характеры героев и их мотивации, не пожертвовав при этом идейными нюансами сюжета. Первый сезон «Тёмных начал» так же, как и фильм-предшественник, можно спокойно отнести к семейному жанру, однако в последующих сезонах история усложнится, а возрастной рейтинг неизбежно вырастет: в последней части трилогии одним из ключевых моментов становится явление первородного греха (который Пулман, будучи ярым атеистом и ненавистником, например, прохристианских «Хроник Нарнии», считает не проклятием, а благословением человечества).
Проект стал самым дорогим сериалом в производственной истории BBC, а большую часть бюджета потратили на компьютерную графику для оживления дэймонов — которые, надо сказать, получились абсолютно восхитительными. Адаптацией сценария занимался Джек Торн, соавтор пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя» и сценарист фильма «Чудо», а пилотную серию (для которой Торн написал 46 (!) черновиков) снимал Том Хупер, лауреат «Оскара» за фильм «Король говорит!». «Тёмные начала» были заказаны сразу на два сезона: съёмки первого закончились в декабре прошлого года, а съёмки второго стартовали в этом июне. Такой короткий разрыв в производстве напрямую связан и с сюжетом (события второго сезона стартуют с того же места, где заканчивается первый), и с возрастом Дафни Кин, которая играет Лайру. Сейчас девочке четырнадцать лет, и продюсеры прагматично распланировали съёмки сезонов вплотную друг к другу, чтобы актриса не успела сильно вырасти и её героиня (которая тоже переживает пубертатный период) не особенно отличалась внешне от более ранней версии себя.
Преданным поклонникам книги сразу же бросится в глаза то, что в книге Лайра блондинка, а Дафни Кин, её играющая, — брюнетка с тёмными глазами. Несмотря на это различие дерзкая, любопытная и неутомимая Лайра в исполнении Кин напоминает всеми любимую Арью из «Игры престолов» и куда лучше воплощает образ книжной Лайры, чем это делает Дакота Блю Ричардс в версии 2007 года — вопреки наличию у последней ангельских белокурых кудряшек. На этапе финального отбора на роль Кин сильно сомневалась, что ей достанется эта работа: в коридоре перед ней сидели двадцать девочек-блондинок, куда более похожих на искомый типаж. Но когда Кин зашла пообщаться с продюсерами и Рут Уилсон, та внимательно посмотрела на неё и сказала: «Знаешь, а ведь у тебя брови прямо как у меня». И судьба Кин была решена. Интересно, что в сериале играет и её реальный отец — актёр Уилл Кин, которому досталась роль одного из священников Магистериума.
Дафни Кин считает Лайру очень современной героиней и соглашается со сравнением её с Гретой Тунберг. «В фильмах и сериалах сила героинь обычно опирается на их сексуальную привлекательность. Сила Лайры — в её личности, и её воле, и её решимости, и её отваге. В ней самой. И это не имеет никакого отношения к её гендеру», — говорит Кин. Главная героиня убедительна в своём максимализме, импульсивности и искренности, потому что такой её создал Пулман, который знал, о чём пишет. Писатель двенадцать лет преподавал литературу подросткам и за это время успел и изучить то, как они себя ведут в разных ситуациях, и найти к ним подход. Например, пересказывая своим ученикам мифы и литературу древнего мира, он рассчитывал свою лекцию так, чтобы звонок приходился на сюжетный клиффхэнгер и дети с нетерпением ждали следующего занятия, чтобы узнать, чем закончилась история Ахилла и Патрокла.
«[В этом возрасте] дети находятся на пороге открытия совершенно новых себя. Они обнаруживают, что отличаются от членов собственной семьи. Я думаю, что несмотря на то, что наша жизнь начинается в момент рождения, наша настоящая история берёт начало именно в этом моменте, обычно в подростковом возрасте, когда мы думаем, что родились в собственной семье по ошибке и нам нужно покинуть дом и отправиться на поиски себя. Это касается и мировоззрений, и наук, и философии, и искусства, и музыки, и литературы, и много чего ещё. Это невероятный возраст — именно из-за этого необъятного чувства открытия всего», — говорит о своих героях Филип Пулман.
Дафни Кин, без сомнения, главная, но не единственная звезда «Тёмных начал». Джеймс Макэвой, который играет её одержимого своим открытием дядю Азриэла — ярый фанат саги и на съёмках даже консультировал команду насчёт деталей романа. Из Рут Уилсон получилась великолепная миссис Коултер: роковая, похожая на героиню нуара леди, в каждый свой жест вкладывающая богатый опыт манипуляции мужчинами и умение обставить их на их же территории. Можно поспорить о том, подходит ли замечательный бродвейский актёр Лин-Мануэль Миранда на роль лихого техасского Индианы Джонса на воздушном шаре, но Джеймс Космо (старый Мормонт из «Игры престолов») — безусловно точное попадание в образ пожилого мудрого Фардера Корама. Дополнительный бонус получат те, кто будет смотреть сериал с оригинальной звуковой дорожкой: дэймонов главных героев также озвучивали не последние люди на телевидении — например, Кайса, дэймон ведьмы Серафины Пеккалы, говорит голосом Дэвида Суше, игравшего того самого Эркюля Пуаро.
Сериал ещё с момента объявления проекта называли заменой «Игре престолов», которая завершилась полгода назад, но сравнение это не совсем верно. Место «Игры престолов» в умах и сердцах зрителей скорее займёт грядущая экранизация «Ведьмака» — ещё одна откровенная и жестокая сага, рассчитанная на схожие семь сезонов. «Тёмные начала» же куда ближе по настроению к поттериане. И в этом, пожалуй, главный плюс новой экранизации: при всём обилии зрелищных сцен и фантастических персонажей создателям сериала удалось сохранить основной ту же линию, что и в оригинале Пулмана, — историю взросления бунтующих тинейджеров и их знакомство с понятием личной ответственности, безжалостным миром взрослых и проблемой невозможного выбора.
ФОТОГРАФИИ: HBO