Сериалы«Тука и Берти»: 9 причин
не закрывать лучший мультсериал о женской дружбе
Сложные темы, домашний ягуар и не только
александра савина
Netflix закрыл мультсериал «Тука и Берти» — об этом заявила его продюсер и сценаристка Лиза Ханауолт. Шоу рассказывает о жизни двух подруг, антропоморфных птиц: тукана Туки и певчего дрозда Берти. Мультфильм не боится сложных тем (алкогольная зависимость, насилие, страх близости), но говорит о них, сохраняя надежду и оптимизм. Сериал вышел в мае и продержался всего один сезон, но мы, как и многие зрители и критики, успели искренне его полюбить. Мы решили вспомнить девять заслуживающих внимания причин продлить «Туку и Берти». Если вы ещё не смотрели, будьте аккуратнее — в тексте встречаются спойлеры.
Здесь есть женский взгляд
Создательница «Туки и Берти» Лиза Ханауолт также работает над «Конём БоДжеком», и между шоу нельзя не провести параллели. Общий стиль виден невооружённым взглядом, но есть и серьёзное различие: в центре «Туки и Берти» — женский взгляд и женские истории. Сериал разбирается, например, с синдромом самозванца, идентичностью, харассментом и множеством других вопросов, с которыми регулярно сталкиваются женщины.
Ещё один бонус — разнообразие актёрского состава. Главных героинь озвучивают афроамериканка Тиффани Хэддиш (Тука) и американка китайско-вьетнамского происхождения Али Вонг (Берти). Среди состава, озвучивающего второстепенных героев, тоже всё отлично — например, корейско-американский актёр Стивен Юн в роли Спекла, партнёра Берти, Шамир Бейли в роли женщины-цветка, и комедиантка Николь Байер, появляющаяся в нескольких сериях и в разных ипостасях.
Дружба важна не меньше любви
Редкий случай, когда в разговоре об отношениях подразумевают не только романтические. Конечно, любовь, секс и партнёрские отношения в сериале тоже есть — но он не только (и не столько) об этом. В центре внимания в первую очередь дружба и то, как трансформируются отношения, по мере того как взрослеют и меняются сами героини.
В истории Туки и Берти многие наверняка узнают собственную. Дружба, длящаяся годами, не может продолжаться по инерции — рано или поздно придётся присмотреться, что вас связывает, как вы влияете друг на друга и почему вы до сих пор вместе. Ровно это происходит и с сериальными птицами — обеих на каком-то этапе начинает раздражать то, в чём они не похожи, но позже именно в различиях они видят новый фундамент дружбы: одна всегда поможет справиться другой.
Тревога показана честно и без насмешек
Одна из главных характеристик Берти — тревожность: она переживает буквально из-за всего. Боится съезжаться со Спеклом и того, что несут с собой долгие моногамные отношения: рутины, однообразия и необходимости признать, что партнёр не воображаемый идеал из любовного романа, а такая же личность, со своими желаниями, потребностями и страхами. Берти добивается успеха в карьере, но боится и его, столкнувшись с синдромом самозванца — например, врёт, что заболела, чтобы не выступать с презентацией в офисе. Кульминация — песня с говорящим названием «I’m losing my shit», когда Берти сталкивается с панической атакой в супермаркете и не знает, как справиться с нахлынувшим состоянием.
Тревожные расстройства — самая распространённая группа психических расстройств в мире, так что неудивительно, что многие узнают в Берти себя. Что примечательно, тревога — лишь часть личности Берти, пусть и значимая. Это важно: справиться с любым состоянием куда легче, если помнить, что оно не определяет вас целиком.
Новый взгляд на отношения с алкоголем
Важная часть биографии Туки и сюжета в целом — то, что она бросила пить и теперь учится жить по-новому. Трудности Туки при этом связаны не с тем, чтобы, собственно, воздерживаться от алкоголя, а с тем, чтобы понять, кто она без него. К тому же окружающие нередко воспринимают её трезвость как отклонение от нормы. Например, она вынуждена скрывать, что не пьёт, от собственной тёти — самого близкого ей члена семьи.
Вопрос, как меняется жизнь с отказом от алкоголя, сегодня занимает всё больше людей — многие хотят осознаннее подходить к тому, как, что и в каких условиях они пьют. История Туки — ещё один повод задуматься, как глубоко укоренилась в нашей культуре привычка выпивать бокал-другой «за компанию» — и что с отказом от этого мы не становимся принципиально иными людьми.
Сериал не стесняется говорить о сексуальности
Создательница «Туки и Берти» подходит к теме секса спокойно и без стеснения, как и должно быть. У героинь разные отношения с сексуальностью — и обе на определённом этапе начинают задаваться вопросами. Берти в долгих моногамных отношениях, где секс становится предсказуемым — так что ей со Спеклом предстоит исследовать собственные желания и думать, как разнообразить рутину. У Туки всё наоборот — секс с разными партнёрами (никакого слатшейминга — это её свободный и осознанный выбор), который, правда, приводит к инфекции (в мультфильме она показана буквально в виде жучков, которые любят музыку и вечеринки). Главное достоинство «Туки и Берти» здесь в том, что секс показан не как повод для смущения, а как важная, но обычная часть жизни — вне зависимости от предпочтений конкретной героини.
Карьера и успех устроены сложнее, чем кажется — особенно для женщин
Тука и Берти — тридцатилетние антропоморфные птицы, которые задаются теми же вопросами, которые волнуют тридцатилетних людей. Огромная доля внимания здесь уделяется карьере и достижениям — и тому, что чёткого линейного пути к успеху, увы, не существует. Берти, например, близка к карьерным удачам в традиционном понимании, у неё всё отлично получается на работе. Но всё не так просто: она боится попросить заслуженное повышение, боится собственного успеха, а ещё ей было бы интересно заняться совсем другим делом (стать кондитером) — но страшно менять привычный уклад вещей. Тука, наоборот, боится обязательств, плывёт по течению, не имеет постоянной работы и берёт деньги у собственной тёти — хотя явно могла бы добиться большего, тем более ей не занимать уверенности в себе.
Сериал подчёркивает, что бояться, путаться и не иметь ни малейшего понятия, кем ты видишь себя через пять лет, нормально. Главное вовремя присмотреться к себе и задуматься, чего же ты всё-таки хочешь.
Смелый, но деликатный разговор о насилии
Довольно быстро становится понятно, что одна из основных тем сериала — насилие. Как и многие женщины, героини сталкиваются с ним на протяжении многих лет и при разных обстоятельствах — от детских эпизодов до харассмента и злоупотребления властью на рабочем месте. Главное, что создатели сериала подходят к вопросу очень деликатно: травмирующий опыт существенно меняет жизнь героини, но не определяет ни её саму, ни то, как всё сложится дальше.
Семья здесь — неидеальная картинка
Ещё одна из глобальных тем «Туки и Берти» — близость и то, как сложно она устроена. Героини одновременно и стремятся к ней, и боятся её — вне зависимости от того, идёт речь о долгих партнёрских отношениях или о том, чтобы просто начать понемногу впускать людей в свою жизнь. Семейные узы здесь не монолитная конструкция, которая якобы должна обязательно выдержать любые испытания. Наоборот: любые отношения требуют осознанных усилий — а ещё придётся открыться другому и оказаться в очень уязвимом положении. Есть в шоу и место разговору о домашнем насилии — в том числе и о том, что оно не обязательно бывает физическим, а может маскироваться под придирки, замечания и издёвки.
Женщина-цветок и домашний ягуар
Ещё один бонус сериала — внимание к деталям: любая мелочь может оказаться наполнена смыслом. Метафоры нередко раскрывают буквально: например, коллега Берти, который домогается её, — петух, то есть буквально «cock». А ещё отдельного внимания заслуживают второстепенные персонажи, наши любимые — женщина-цветок и домашний ягуар. Первая помогает переосмыслить стереотип о женщине, у которой в жизни нет ничего, кроме коллекции растений — здесь ею, наоборот, все безоговорочно восхищаются. Ягуар, которого Тука заводит в момент отчаяния и который в итоге достаётся женщине-цветку, менее сложный герой. Зато он здорово разряжает атмосферу в напряжённые для героев моменты — особенно когда напоминает обычного кота.