СериалыСериал «Матрёшка»: Мрачный, но остроумный «День сурка»
с Наташей Лионн
Одна из самых обсуждаемых премьер сезона
Текст: Дина Ключарева
Рассказать о «Матрёшке» невероятно сложно — и не потому, что рассказывать нечего, а из-за высокой вероятности выдать лишнее. Настолько плотно и аккуратно сконструирован сценарий нового сериала Netflix, что практически любые подробности окажутся нежелательными спойлерами. Поэтому предупреждаем сразу — чем меньше вы знаете о сюжете «Матрёшки», тем интереснее будет смотреть.
ВНИМАНИЕ, текст содержит спойлеры!
Мизантропичная жительница Нью-Йорка по имени Надя отмечает своё тридцатишестилетие богемной вечеринкой в лофте на Манхэттене. Надя пьёт, курит, фланирует и флиртует, находит приятеля на одну ночь и уводит его к себе домой. Но после секса быстро выпроваживает и отправляется в соседний мини-маркет искать своего блудного кота Овсянку. Котик сидит в парке через дорогу, Надя радостно шагает к нему навстречу — и тут её насмерть сбивает такси. Надя открывает глаза и снова оказывается на вечеринке: тот же туалет, та же песня, те же девушки нетерпеливо стучат в дверь — и это происходит снова и снова.
Что бы Надя ни делала, она продолжает умирать: падает с лестниц и в подвалы, ловит кондиционер на голову, давится куриной костью. Иногда ей удаётся прожить день, иногда от силы десять минут. Надя пытается выяснить, что происходит и как ей вырваться из временной петли: будучи программисткой, она дотошно и последовательно исследует все возможные версии, и реальные, и мистические («С чем этот косяк, который я курила?», «Что это за лофт, в нём есть привидения?», «Может быть, я мощно согрешила и попала в чистилище?»). Но первый реальный шанс на прозрение появляется только к концу третьего эпизода, когда в падающем лифте за пару секунд до очередной смерти она встречает невротичного Алана (Чарли Барнетт, «Чикаго в огне»), который тоже умирает раз за разом.
«Вселенная пытается поиметь меня, и я отказываюсь в этом участвовать!», заявляет Надя в одной из серий, и в этот момент «Матрёшку» легко соотнести с реальной биографией Наташи Лионн. Несмотря на то что в кино Лионн активно снимается с детства, её путь к успеху был ухабистой дорогой. У актрисы за спиной несколько арестов (за вождение в нетрезвом виде и хранение наркотиков), героиновая зависимость, восстановление в рехабе и экстренная операция на открытом сердце. Вложить в творчество свой внутренний надлом и многогранный талант Наташе помогли её подруги — актриса и сценаристка Эми Полер и режиссёр и сценаристка Лесли Хэдланд («Любовь без обязательств», «Холостячки»).
Думать над идеей «Матрёшки» они начали ещё в 2014 году, а в 2017-м предложили Netflix проект с материалами сразу на три сезона, изрядно при этом опасаясь, что перегнули палку и сделали сценарий слишком провокационным. Руководство канала моментально дало добро и бюджет на съёмки — и не только не потребовало сгладить острые места, но, наоборот, убедило девушек углубить драму, добавить чёрного юмора и сделать героиню ещё более гротескной. Лионн, Полер и Хэдланд быстро собрали команду (причём исключительно женскую) и актёрский состав, добрую половину которого составили коллеги Наташи по сериалу «Оранжевый — хит сезона»: Даша Поланко, Чарли Барнетт, Джереми Бобб. В одном из эпизодов появляется Хлое Севиньи — лучшая подруга Лионн в жизни, которая помогла ей с реабилитацией после лечения зависимости.
Удивительно точное название для сериала придумала Эми Полер. Это и правда матрёшка: каждый новый эпизод открывает ещё один слой истины, приближая зрителей к разгадке главного вопроса — почему героиня продолжает возвращаться в один и тот же день? Как ни странно, её миссия — она сама, её задача — разобрать свою внутреннюю матрёшку и в буквальном смысле докопаться до маленькой напуганной Нади где-то глубоко внутри.
Дурной характер, ангст и нигилизм Нади, которыми она прикрывает свою уязвимость, кажутся прямым продолжением личности самой Лионн. Актриса настаивает, что если у неё и есть что-то общее с героиней, то только вольное отношение к жизни в целом. Шоу интересует не столько как Надя проживёт очередной день, сколько то, что она за это время о себе поймёт. Серию за серией, слой за слоем Надя тестирует границы возможного, снимает свою социальную шелуху и опускает защитные барьеры, чтобы понять, что больше всего нуждается в том, чего и боится больше всего, — простой человеческой близости и привязанности.
Приятно, что Netflix наконец-то прислушался к жалобам зрителей на затянутые серии: «Матрёшку» уложили в восемь ёмких динамичных эпизодов и неполных четыре часа. И, как это часто бывает у Netflix, «Матрёшка» — это гибрид жанров: фантастического триллера, мамблкора, мелодрамы и чёрной комедии. Подобно недавнему сериалу «Возвращение домой» Amazon, все герои и мелочи в «Матрёшке» — фрукты на прилавке мини-маркета, случайные прохожие на улице — это важные детали повествования, за которыми стоит следить, потому что каждому из них найдётся применение если не в следующей, то в предпоследней серии.
Критики называют «Матрёшку» «„Днём сурка“ на кетамине», но это далеко не точное определение. Сериал прямым текстом передаёт привет легендарному фильму и тут же от него отстраивается — новый виток временной петли начинается только после смерти и не зависит от цифр на будильнике. «Матрёшка» многословна, остроумна и пронзительна. Бойкие шутки сменяются мрачными поворотами сюжета, а деликатная химия между главными героями не скатывается в ванильную мелодраму. Изящный и неожиданный финал (его режиссёром выступила сама Лионн) лучше всего описывает английское слово bittersweet, аналогов которому нет в русском языке. Это хэппи-энд с привкусом горечи — герои находят долгожданный ответ, закрывают свои гештальты, но не уезжают вместе в закат и не сулят друг другу пони и радуг: «Обещаешь, что если я не умру, то буду счастливым?» — «Нет, чувак, абсолютно точно нет, но обещаю, что ты не будешь одинок».
ФОТОГРАФИИ: Netflix