Сериалы«Бар „На грудь“»
и не только: 5 стоящих российских веб-сериалов
«Я психанул и приказал себе придумать историю, которую можно снять, не выходя из своей квартиры»
Мы уже не раз писали о том, как веб-сериалы заняли свою нишу на Западе и продолжают быть востребованными. Подключилась и Россия: продюсеры наконец начали вкладывать в них деньги, занятые там актёры находят своих онлайн-фанатов, и с недавних пор у нас даже стали проводить тематические фестивали — первый из них Realist Web Fest, например, прошёл летом в Нижнем Новгороде. Рассказываем о пяти самых интересных и актуальных российских веб-сериалах последнего времени и предоставляем слово их создателям.
Текст: Дмитрий Барченков
Бар «На грудь»
Многосерийный веб-фильм «Бар „На грудь“» вырос из малобюджетной истории, которую почти сразу после запуска официально поддержал RuTube (именно там выходят новые выпуски). Прошлым летом «Бар» одержал победу и на первом фестивале веб-сериалов. Секрет сюжетно простой антологии о жителях Петербурга заключается в нетривиальных характерах, формате съёмки, во время которой все герои смотрят на условно стоящего за барной стойкой зрителя, остроте и актуальности: создатели не боятся крепких слов в обсуждении проблем, волнующих не только их, но и нас.
Ирина Вилкова
режиссёр
Георгий Шабанов
продюсер
Идея была сделать сериал максимально жизненным и реалистичным. Он состоит из историй простых людей. Наши герои как будто вышли из реальной жизни: они излагают мысли, которые так или иначе проскакивали у большинства из нас. Но при этом мы привлекали к проекту исключительно профессиональную съёмочную команду и актёров.
В постели
Сериал, который уверенно одерживает победу в номинации «Лучшие диалоги». Варвара Шмыкова, Денис Шведов, Ольга Аксёнова и другие артисты, которых можно встретить в более привычных телепроектах, ложатся на кровать, чтобы рассказать о сексуальной жизни своих героев: у одних — перенасыщенной, а у других — только начинающейся. Удивительно освобождающие от всех зажимов разговоры в максимально интимном формате — на экране смартфона или ноутбука. Здесь главное не совершить ошибку, бросив просмотр после первой серии, — всё самое интересное начинается дальше.
Шота Гамисония
режиссёр
Поиск денег на полный метр занимает слишком много времени, так что идея веб-сериального формата давно витала в воздухе. Было ощущение, что её точно можно будет реализовать. В итоге я психанул и приказал себе придумать историю, которую можно снять, не выходя из своей квартиры. Осмотрел комнату, заново увидел свою кровать и придумал концепцию за полторы минуты. Потом восемь месяцев писал и переписывал сценарий. Я уверен, что скоро мы столкнёмся с наплывом кинематографистов на этой территории и будет очень-очень интересно.
Всё сложно
Недавно завершившийся сериал «Звоните Ди Каприо!», главный герой (Александр Петров) которого живёт с ВИЧ, доказал, что российская аудитория готова обсуждать прежде табуированные темы. Проект «Таких дел» «Всё сложно» заходит на ту же территорию: зритель наблюдает за жизнью москвички с ВИЧ-положительным статусом (Ирина Старшенбаум), а в поворотные моменты ему предлагают сделать выбор, после которого уровень счастья героини либо вырастет, либо упадёт. Каждый такой эпизод развеивает один из мифов о ВИЧ.
Конечно, сериал во многом напоминает интерактивный проект Стивена Содерберга «Мозаика», но ругать создателей за отсутствие оригинальной идеи не стоит. Всё сделано на высшем уровне: зритель принимает решение ровно там, где нужно, ощущения искусственности не возникает и серии органично выстраиваются в крепкую историю. Кроме этого, российский проект претендует на социальность гораздо больше американского.
Галина Мосалова
продюсер сериала, куратор спецпроектов «Таких дел»
С одной стороны, хочется, чтобы зритель следил за чувствами героев, а с другой — всё-таки у людей в голове много путаницы вокруг ВИЧ, и поднимать эту тему без подробного разбора матчасти страшно. Мы даже провели социальные исследования о знаниях молодых людей о ВИЧ, и данные перевесили в сторону включения карточек-объяснялок в видео. Мы считаем, что именно подобные мультимедийные форматы могут менять мировоззрение людей.
Доверие
Ещё один набор социальных историй, только на этот раз про пользу доверия. Рассказывает каждую из них реальный человек, а сопровождает повествование анимация, разработанная под чутким руководством Валерии Гай Германики. Среди спикеров можно встретить военного лётчика, у которого однажды во время полёта остановился двигатель, или полицейского-экзорциста, изгоняющего бесов при помощи растущей во дворе травы и окурка. Возможности развития драматургии тут практически не ограничены, а идея совмещения мультфильма и реального случая убеждает обратить внимание на этот интернет-проект, который, к слову, стал оригинальным рекламным ходом.
Артём Васильев
продюсер и основатель компании Metrafilms:
Основная цель создания сериала была не просто развлечь. Такой формат был выбран для решения коммуникационной задачи — рассказать о новых ценностях бренда внутренней и внешней аудитории страховой компании. Мы придумали концепцию коммуникационной кампании в digital и создали брендированный сериал. Над каждой серией работала отдельная команда аниматоров и использовала разные анимационные техники и художественные стили.
1968.Digital
Если до этого мы перечислили успешные, необычные или просто важные проекты, то у мультимедийного вызова журналистов Михаила Зыгаря и Карена Шаиняна, рассказывающего о глобальных событиях одного года, амбиция вывести российскую сериальную индустрию на мировой уровень. Идея поразительна проста: Михаил Зыгарь берёт опыт своих документально-художественных работ «Вся кремлёвская рать» и «Империя должна умереть» и переносит его на интернет-платформу. В руках у зрителя оказывается смартфон какой-либо выдающейся личности: от Юрия Гагарина и Владимира Высоцкого до Энди Уорхола и Жан-Люка Годара. Читает текст тоже известный, но уже в наши дни человек. Письма, переживания, судьбоносные решения. Любой открывший один из коротких (8–15 минут) эпизодов этого сериала сможет узнать, что изменило сознание людей в один из самых важных, по мнению создателей, моментов истории — в 1968 году.
Михаил Зыгарь и Карен Шаинян
создатели сериала
Телефон человека — это прямой доступ в его голову. Мы хотели сделать проект для всех: доступный, простой и мгновенно вовлекающий. Документальное кино по определению ограничивает свою аудиторию. Чтобы расширить её, нужен особый подход. Мы придумали не отправлять зрителя в 1960-е, а, наоборот, приблизить 1960-е к нам. Сделать их понятнее без лишних слов, просто упаковав содержание в привычные нам интерфейсы. Поэтому наши герои пользуются Убером, Тиндером, интернет-банкингом и социальными сетями и ставят эмодзи в мессенджерах.