Сериалы«Моя гениальная подруга»: Токсичная дружба
и итальянские страсти
в сериале HBO
Экранизация мегаселлеров Элены Ферранте
Текст: Дина Ключарева
На HBO стартовала одна из самых ожидаемых премьер осени — экранизация серии книг-мегаселлеров Элены Ферранте под общим названием «Неаполитанский квартет» (10 миллионов копий в 40 странах мира). Проект выглядел аутентично ещё до запуска съёмок: работу над ним отдали итальянскому режиссёру Саверио Костанцо, в исполнительные продюсеры позвали Паоло Соррентино, съёмки организовали в родной для Ферранте и её героинь Италии, а на роли пригласили исключительно итальянских актёров, которые говорят в кадре на неаполитанском диалекте. Рассказываем, насколько похожа «Моя гениальная подруга» на первоисточник, чем ему проигрывает и в чём особенно удалась.
История сохраняет структуру романа. Снятый по одноимённой первой книге Неаполитанского цикла, сериал начинается со встречи с совсем взрослой Эленой Греко. Она просыпается от звонка в ночи: сын её подруги Лилы ищет мать, которая бесследно исчезла из дома. Элена отказывается помогать в её поисках, вешает трубку и погружается в воспоминания о том, как зародилась её дружба с роковой Лилой. Действие переносится на полвека назад, в бедный квартал на окраине Неаполя, где в многоквартирном доме живут самые разные персонажи: многочисленные члены семей сапожника, швейцара, ростовщика, бакалейщика, клерка и мафиози. Так же как и в книге, в сериале сразу появляется огромное количество действующих лиц, в которых трудно не запутаться — даже если вы читали книгу, вооружитесь ею снова, чтобы вспомнить, кто чьи дети и родители.
Главные героини — две девочки, нежная блондинка Элена «Лену» Греко и жгучая брюнетка Раффаэлла «Лила» Черулло. Умная и старательная Лену учится с амбициозной и одарённой Лилой в одном классе. В то время как Лену проводит часы за книгами, Лила всё схватывает на лету — например, самостоятельно выучивается читать и писать, пока остальные рисуют в прописях палочки и кружочки. Их дружба начинается с соперничества, которое красной линией пройдёт через всю их жизнь — сначала за оценки и возможность получить хорошее образование, а затем за друзей, мужей и детей. Уставшая и ревнивая мать Лену против того, чтобы дочь тратила время на учёбу вместо помощи по хозяйству, но её отец мечтает о лучшей жизни для дочери. В семье Лилы обратная ситуация: её поддерживает брат, который подрабатывает у отца-обувщика, мать ей сочувствует, но папа Черулло в упор не видит таланты дочери и отказывается платить за подготовку для сдачи экзамена. Темпераментная и завистливая Лила подстраивает подруге подлость — первую в череде многих в их будущих непростых отношениях.
Элена Ферранте, автор книг, практически не участвовала в адаптации сценария, хотя иногда отсылала режиссёру письма с замечаниями и советами. Она крайне довольна выбором актёров, поиск которых занял восемь месяцев: режиссёр сознательно отказался приглашать на съёмки узнаваемых актёров, чтобы история вышла особенной во всех отношениях. На главные роли пришлось отсмотреть примерно девять тысяч детей. «Юная Лила именно такая, какой я её и описала, а юная Элена в отдельных моментах очень похожа на ту женщину, которой станет в будущем», — говорит писательница.
Изначально съёмки планировали проводить прямо в Неаполе, но для воссоздания послевоенной обстановки целого района в городе не хватило места. Постановщик сериала отыскал заброшенную фабрику в одном из городков неподалёку, где воссоздали пыльный квартал Неаполя 50-х с лаконичной функциональной архитектурой, похожей на простые дома, в которых в те времена жили представители рабочего класса Италии.
Отдельной проблемой продакшена стало яблоко раздора «Моей гениальной подруги» — пресловутые туфли, дизайн которых во второй половине сезона придумывает одна из героинь. Они должны были заметно отличаться от того, что девушка из бедного района могла видеть на соседках и подругах, но в то же время соответствовать стилю эпохи. Костюмер сериала Антонелла Каннароцци обратилась за помощью к креативному директору Valentino Пьерпаоло Пиччоли, который порылся в архивах модного дома и на основе старых эскизов создал ту самую пару красно-белых мокасин.
С первой же серии жаркие итальянские ссоры с рукоприкладством ледяным ушатом выливаются на голову зрителя, привыкшего к типичной для семейных драм рафинированной картинке, где конфликты разрешаются долгими разговорами, максимум — пощёчиной, о которой все сразу же сожалеют. Здесь никто не следит за тоном, словами и поведением: отцы бьют жён и дочерей, юноши избивают стариков ногами на виду у всей улицы, ревнивые любовницы бросают из окна цветочные горшки на головы соперницам. И это, пожалуй, бонус: брутальная живописность сцен только играет на руку сериалу, точно и элегантно стилизованному под суровые нравы и быт 50-х годов. Здесь нет ни одного примера равноправных отношений — в любом союзе кто-то один пытается подавить другого, будь то Лила и Лену, их родители или опасные братья Солара. Неаполь 50-х кажется действительно опасным и жестоким местом: нищета, коррупция, предательства и криминальные происшествия здесь повседневные явления.
Для книг Ферранте характерны динамичность и беглый темп — то самое, что отличает мелодичный и бойкий итальянский язык от других европейских наречий — и то, как рассказчица Лену захлёбывается эмоциями и называет всё своими именами. В переводе на киноязык эта бодрость теряется. Опытному зрителю может не хватить скорости в начале сериала: выразительные молчаливые взгляды слишком долгие, диалоги периодически провисают и местами смотреть первые два эпизода «Моей гениальной подруги» становится откровенно скучно. Шоу набирает темп и полнокровие с третьей серии, когда Лену и Лила превращаются в интересных и сложных девушек, а на смену детским препирательствам и играм с куклами и книгами приходят серьёзная учёба, первая работа и отношения с мужчинами: отцами, братьями и бойфрендами. Повзрослевшие подруги не похожи на типичных сериальных тинейджеров, а их проблемы слишком жизненны для экранных подростков — например, Лену чувствует себя некомфортно в новом женственном теле, борется с сильным акне и попадает в неловкую ситуацию во время менструации.
«Моя гениальная подруга» не только и не столько история о токсичной дружбе, сколько хроника воспитания чувств двух юных женщин. Одна из героинь выбирается в более привилегированную жизнь, другая так и не покидает родного квартала, но ни одна не находит счастья. Сквозь годы они продолжают тянуться друг к другу, несмотря на обиды и зависть, каждая жаждет жизни другой, но так её и не обретает. Их взаимозависимые отношения — поиск не родной души, а скорее напарницы для того, чтобы выжить в сером послевоенном мире, где царят мачизм, сексизм и насилие. А гениальной в итоге оказывается совсем не та подруга, о которой думаешь сначала.