СериалыThe fun will never end:
Пора прощаться
с «Временем приключений»
Как Финн Парнишка и пёс Джейк открыли дверь для крутых оригинальных мультсериалов
Текст: Антон Хитров
3 сентября Cartoon Network показал последнюю серию «Времени приключений» — главного мультсериала нулевых, который не только убедил нас, что в серьёзной драматический истории может участвовать персонаж с именем Принцесса Надувной Замок, но и поменял правила телеанимации — рассказываем как.
Если вы не видели «Время приключений», то точно видели его героев — в гифках, мемах, на стикерах в соцсетях или где-то ещё. И вряд ли предполагали, что они живут в постапокалиптическом мире. Большинство событий сериала разворачиваются через тысячу лет после того, как человечество самоуничтожилось в ядерной войне. Планету населяют мутанты, похожие на героев детской книжки: антропоморфных животных, принцесс и волшебников.
Главный герой, Финн, вроде как последний человек на Земле: существа его вида здесь диковинка, поэтому все зовут его Finn the Human, «Финн Человек» (в нашем дубляже — «Финн Парнишка»). Он живёт в домике на дереве со своим сводным братом, говорящим псом Джейком, который умеет растягиваться и принимать любую форму. Они профессиональные герои и искатели приключений на службе у Принцессы Жвачки. В начале сериала Финну двенадцать лет, в конце — семнадцать: персонаж взрослел вместе с голосом актёра Джереми Шэды.
«Снаружи — конфетное королевство, внутри — тьма», — так описал вселенную «Времени приключений» её создатель, мультипликатор и сценарист Пендлтон Уорд. Мрачное и наивное каким-то немыслимым образом уживаются друг с другом: перед нами постапокалиплис с руинами городов и радиоактивными монстрами, но сказочный конфетный город там тоже есть, это не обман и не мираж.
Именно это делало проект особенным, авторы умудрялись сочетать несочетаемые, казалось бы, вещи. «Время приключений» было детским шоу о принцессах, говорящих собаках и живых конфетах, которое всерьёз отвечало на взрослые вопросы: как вести себя с бывшим партнёром, что делать, если твои родители — плохие люди, что такое гражданский долг и можно ли требовать его соблюдения от других (да, есть серия и об этом — «Лемонхоуп» из пятого сезона).
Bacon pancakes, makin’ bacon pancakes, Take some bacon and I’ll put it in a pancake, Bacon pancakes, that’s what it’s gonna make, Bacon pancaaake!
Сериал обыгрывал клише из научной фантастики и фэнтези — и предлагал новые, оригинальные идеи. Пародировал жанры поп-культуры вроде детектива, ужасов или антиутопии — а потом вдруг выдавал полноценный, всамделишный хоррор (скажем, в третьем сезоне был очень страшный эпизод «Никто тебя не услышит»). Финн и Джейк то и дело радовались блинчикам и пердёжным шуткам — что не мешало им решать экзистенциальные вопросы из серии «остаться человеком или стать бессмертным всеведущим существом».
«Время приключений» было самобытно во всём: в интонации, в юморе, в сюжете и, конечно, в картинке. Визуальный стиль сериала ни с чем не спутать: посмотрите на глаза Джейка, нос Финна (его нет) или на то, как аниматоры рисуют руки-ноги. С «Adventure Time» началась революция в индустрии мультсериалов. Раньше за сценарий отвечали одни специалисты, а за рисовку — другие. Продюсеры «Времени приключений» стали нанимать художников, способных и нарисовать персонажа, и сочинить для него историю. Хотя, по правде говоря, это был не новый подход, а хорошо забытый старый: именно так создавались «Looney Tunes» и прочая телеклассика.
Канал Cartoon Network, флагман телеанимации в США, сделал это своей обычной практикой: «Steven Universe», «Regular Show», «Over the Garden Wall» — во всех этих проектах работают люди, которые владеют и сюжетом, и рисунком. Обычно это авторы независимых комиксов. Например, истеричного графа Лемонграба, небесную ведьму Майю, черпающую силы из чужих позитивных эмоций, и двуглавого боевого слона придумал и нарисовал Джесси Мойнихэн — автор нашумевшего графического романа «Forming». Вот его фантастически красивая обложка — сразу видно сходство с «Adventure Time».
Единство истории и картинки — важная черта проекта. «Время приключений» — единственный мультсериал-тяжеловес, где был обычай изредка звать гостевых аниматоров. Им не только разрешали отступать от каноничной рисовки, но и доверяли работу над сюжетом. В седьмом сезоне, например, есть кукольная серия — «Плохие флюиды» («Bad Jubies»), — которая не только потрясающе выглядит, но и по-новому показывает роль Джейка в их с Финном дуэте.
Как всегда в «гостевых» эпизодах, за сценарий и постановку отвечал один человек — богиня покадровой анимации Кирстен Лепор (вот её студенческий мультфильм из еды, а вот — из песка и снега). Трудоёмкую серию стоило снять хотя бы ради куклы, похожей на кусок ваты с электрическими всполохами внутри: это говорящий шторм, источник тех самых bad jubies. Художник Джейсон Колоуски получил за этот эпизод премию «Эмми».
Сериал не только давал работу талантливым авторам — он поднимал их на новый уровень. Шестеро человек из команды «Adventure Time» позже стали шоураннерами собственных проектов — в основном на том же канале Cartoon Network. Сейчас анимация — серьёзная статья дохода в мире независимых американских комиксов. Главред профильного сайта Comics Beat Хайди Макдональд пишет, что для художников-комиксистов мультсериалы стали золотой лихорадкой. Её статья на Slate вышла с подзаголовком «Ваш любимый независимый комиксист, скорее всего, рисует раскадровки для „Времени приключений“».
С чего начать, если вы всё-таки не видели сериал
Вся сюжетная
арка Лича
«Фатальная ошибка», «Смертельный ужас»
(2-й сезон, 25-я и 26-я серии), «Лич»
(4-й сезон, 26-я серия), «Финн Человек»,
«Джейк Пёс» (5-й сезон, 1-я и 2-я серии), «Проснись», «Побег из Цитадели» (6-й сезон,
1-я и 2-я серии), «Шёпот» (9-й сезон, 13-я серия)
Лич до недавнего времени был самым сильным соперником Финна и Джейка. Он то ли порождение ядерной войны, то ли космическая сущность, упавшая на Землю в виде кометы во времена динозавров. Во всяком случае все эпизоды с ним — огонь.
«Возвращение в Темносферу» и «Папочкин монстрик»
4-й сезон, 5-я и 6-я серии
Правитель местной версии ада Хансон Абадир хочет, чтобы дочь, Марселин, стала его преемницей — а она мечтает совсем о другом. В сериале полно отличных серий о родителях и детях (чего стоит один только Мартин Мертенс, папаша-проходимец Финна), но такая живописная преисподняя — только здесь.
«Тихо сгорая»
4-й сезон, 16-я серия
Финн влюблён в Принцессу Пламя, но не может её поцеловать, потому что она сделана из огня. Если вы надеетесь, что у них всё будет хорошо — вы плохо знаете «Время приключений».
«Привет, подушка»
5-й сезон, 16-я серия
Финна бросила девушка, он грустит, не хочет выходить из дома и прячется в замке из подушек. Внутри он находит целую подушечную вселенную, где время течёт иначе, чем во внешнем мире.
«Коробочный принц»
5-й сезон, 37-я серия
Финн помогает принцу коробочного королевства вернуться на трон. Один из эпизодов, где сериал ломает собственные правила: история начинается как обычное приключение, а заканчивается совершенно неожиданно.
«Зал Исхода»
7-й сезон, 24-я серия
Одно из повседневных занятий Финна и Джейка — обследовать подземелья в поисках монстров и сокровищ: это отсылка к настольным ролевым играм типа «Подземелий и драконов». Обычно подземелья устроены довольно стандартно и служат лишь фоном, но в этом эпизоде Финну попадается по-настоящему сложная ловушка.
Фотографии: Cartoon Network Studios