СериалыСериал «Невинные»:
Как быть Ромео, если Джульетта — оборотень
Паранормальная лав-стори для тинейджеров и их родителей
Текст: Дина Ключарева
На первый взгляд новый фантастический сериал Netflix «The Innocents» просится в аналогию с шекспировской трагедией о юных влюблённых, а также в один ряд с типичными паранормальными мелодрамами вроде «Дневников вампира» или «Оборотня». Но на деле британское восьмисерийное шоу оказывается изящнее и сложнее и скорее напоминает атмосферные «The ОА» или «Тьму» — от мрачного антуража в лучших традициях скандинавского нуара до закрученной в тугую спираль интриги.
Джун и Гарри, два влюблённых подростка из унылого йоркширского захолустья, планируют совместный побег из дома в большой шумный Лондон. Джун пьёт таблетки от эпилепсии, живёт с братом, страдающим боязнью открытых пространств, и одиноким гиперопекающим отцом, который в день шестнадцатилетия Джун планирует увезти семью на отдалённый и практически безлюдный шотландский остров. Её секретный бойфренд Гарри тоже несёт обузу не по возрасту: пока его мать (детектив полиции) занята на работе, он фактически служит сиделкой при больном недееспособном отце.
В один прекрасный поздний вечер ребята прыгают в машину и уезжают в сторону Лондона — наконец-то без родительского надзора и обязательств, с музыкой погромче и идеей «вместе навсегда». И всё идет отлично, пока внезапно в пути не обнаруживается, что: а) Джун хочет похитить жутковатого вида норвежский громила; б) Джун — оборотень, и в моменты сильного испуга она перевоплощается в человека, до которого дотрагивается.
Во второй точке истории появляется единственное знакомое лицо в сериале — Гай Пирс («Король говорит!», «Милдред Пирс»). Его доктор Бен Халворсен — эдакий скандинавский профессор Ксавье. Где-то на берегу бесконечно красивого норвежского фьорда он ведёт натуральное хозяйство и управляет «Убежищем» для таких, как Джун: обеспечивает оборотням спокойное существование вдали от соблазнов цивилизации, помогает им познать свои триггеры и пытается найти средство если не исцеления, то хотя бы для облегчения их жизни. Правда, и к профессору есть вопросы: почему он собирает вокруг себя только женщин и кто дал ему право решать, что их способности «для их же блага» нуждаются именно в подавлении?
Две эти линии сходятся в первой же серии, и история сворачивается в плотный клубок с торчащими тут и там хвостами флешбэков прошлого — и важнее становится не то, что происходит в настоящее время, а что случилось прежде. Подобно другому паранормальному подростковому хиту «Импульс», «Невинные» исследуют феномен того, что значит обладать сверхъестественными способностями в условиях неприглядной, не глянцевой реальности. Зритель продвигается к разгадке вместе с подростками, медленно и неторопливо — этот сериал точно не для тех, кто любит быструю смену декораций, но понравится всем, кто любит растягивать удовольствие. Отдельного внимания заслуживает саундтрек, под который Гарри и Джун пускаются на приключения: микс современных поп-хитов, ремейков классических баллад и пробирающей до мурашек скандинавской музыки — определённо, он составляет немалую долю очарования шоу.
Сценаристы «Невинных» Ханья Элкингтон и Саймон Дьюрик — новички, и это заметно: они, очевидно, ещё не успели набить руку в нюансах телевизионного сторителлинга и вместо того, чтобы раскрывать характер героев через действия, делают это через бесконечные разговоры. Некоторые скользкие моменты объясняются чересчур дословно, и искушённому зрителю порой не хватает пространства, чтобы додумать и понять что-то самостоятельно. Напряжение нагнетается, но повод по-настоящему задержать дыхание так и не возникает.
Однако в правдоподобности подростковых эмоций создатели шоу вполне преуспели: будь то почти осязаемый подростковый бунт против родительских ожиданий или ограничений или пьянящее чувство внезапной свободы, когда герои только отправляются в путь — их эмоции трогательны, чисты и искренни. Есть разве что претензии к второстепенным персонажам: попытки норвежца Стайнера отыскать Джун иногда кажутся катастрофически нелогичными, а обитатели «Убежища» вообще редко вызывают хоть какой-то интерес.
Идея обернуть драму взросления в фантик сверхъестественного далеко не нова, что не удивительно: физическая, а за ней и социальная трансформация — это довольно очевидная аллегория для пубертатного периода. С кризисами идентичности и уверенности в себе рано или поздно сталкиваются не только вампиры и оборотни, но и любой подросток: каждый знает, что такое чувствовать себя чужим среди других, жить со строгими и не понимающими тебя родителями и острым желанием познать другую, более взрослую и сложную сторону жизни. И всё же «Невинные» — шоу не только для тинейджеров, но и для их родителей: с чётким месседжем, что доверие и здравый смысл — это основополагающие принципы воспитания. Отец Джун пытается защитить её от окружающего мира, спрятав дома, но результат прямо противоположен задумке: наивность и неприспособленность Джун к жизни только делает её ещё более уязвимой перед лицом опасностей.
Беззащитные перед реальными опасностями, герои «Невинных» фактически продвигаются по миру на ощупь, в одиночку обеспечивая друг другу взаимоподдержку и помощь. У юных актёров отличная химия: совсем не сложно поверить, что Гарри видит и любит Джун в любом виде, чьё бы обличье она ни принимала. Их ранимое подростковое чувство — пылающее сердце в центре шоу. Способность Гарри принимать Джун такой, какая она есть, достойна восхищения и прямо противоположна тому, как ведут себя её отец и профессор — притом что парень всего лишь хотел потусоваться с подружкой в большом городе, а не подписывался на погони и столкновения с загадочными злодеями. В «Невинных» романтика не превращается в сахарную вату или неловкую возню, а подростковую любовь не списывают со счетов как что-то несерьёзное или временное — напротив, последняя оказывается всепобеждающей силой и более мощным мотивом для свершений, чем страх или ненависть.
«Невинные» не теряют своего мягкого обаяния вплоть до последнего эпизода и к концу уже не так невинны, как на старте: пройдя с героями весь путь познания, к восьмой серии ощущаешь себя куда мудрее — и это чувство, пожалуй, самый большой комплимент для шоу. Хочется верить, что в весьма вероятном втором сезоне сериал наберёт темп, а персонажи станут полнокровнее.
Фотографии: Netflix