Сериалы«Разочарование» Мэтта Грейнинга: Лихая сказочная сага о принцессе-бунтарке
Такая-сякая сбежала из дворца
дмитрий куркин
Первый сезон сериала «Разочарование», нового проекта создателя «Симпсонов» и «Футурамы» Мэтта Грейнинга, целиком вышел на Netflix. Хотя история приключений бедовой принцессы Бин и двух её колоритных подручных, персонального демона Люци и эльфа Эльфо, оставляет массу поводов для критики (и шуток о том, что сериал соответствует своему названию), он — нечто большее, чем надстройка над предыдущими работами Грейнинга.
Вернувшись домой после очередного загула, принцесса Тиабини (для друзей и родни просто Бин) узнаёт, что её выдают замуж. Её отец Зог, властитель земли Дримленд, надеется таким образом закрепить союз с соседним королевством. Династический брак по расчёту — дело житейское: Зог и сам так женился на своей второй супруге Уне (характерной «злой мачехе» и, в некотором смысле, «подколодной змее»), после того как мать Бин, королева Дагмар, обратилась в камень. Вот только Бин, даром что не очень представляет свою жизнь после ближайшей пьянки, не торопится под венец и вовсе не горит желанием провести остаток лет в «состоянии перманентной беременности».
То ли на её удачу, то ли на беду — об этом нельзя сказать наверняка даже после первого сезона — адепты тёмного культа подбрасывают ей «личного демона» Люци, который должен привести принцессу на сторону зла. Сноровистый чёрт, которого при дворе все принимают за говорящего кота, оказывается отличным компаньоном и собутыльником, а к тому же противовесом другому новому другу Бин — Эльфо. Добрый и невротичный эльф как раз сбежал из сказочной страны к людям, потому что жизнь в мире, где только и делают, что поют весёлые песни и производят леденцы, доконает кого угодно. Эльфо тоже считает, что время приключений настало. Чем не идеальный момент для побега?
Вдоль и поперёк перепахав семейные ситкомы в «Симпсонах» и научную фантастику в «Футураме», Мэтт Грейнинг наконец добрался до жанра, который был просто-таки создан для него и, должно быть, как демон Люци, постоянно нашёптывал: «Сделай это, сделай это, сделай это!» Юмор в духе Терри Пратчетта шоураннеру был близок всегда, и в каком-то смысле ироничное постмодернистское фэнтези, рассчитанное на взрослую аудиторию, для него — чересчур лёгкая задачка. Возможно, поэтому критики пеняют Грейнингу за слишком ленивую манеру повествования и за то, что «Разочарование» и прорисовкой, и персонажами слишком напоминает его предыдущие работы.
Упрёки отчасти справедливые, отчасти надуманные. Новый сериал и правда, что называется, раскачивается и далеко не сразу обозначает вертикальный сюжет. Но Грейнинг, ударив по рукам с Netflix, безусловно, знал, что ему не нужно переживать за еженедельные рейтинги каждого эпизода, а следовательно, и выкладывать на стол все карты. Сравнений с «Футурамой» тоже не избежать, особенно после того, как сами шоураннеры подбросили в топку пасхальное яйцо, заставив фанатов гадать, не разворачивается ли действие обоих сериалов в одной вселенной (за спойлерами — сюда). Тут напрашивается поговорка про старого пони и новые трюки — чувствуется, что у Грейнинга их не так много.
Циничный проказник Люци, как и его побратим Бендер, оказывается и возмутителем спокойствия, и — благодаря своим нечеловеческим способностям — универсальным инструментом для пломбировки сюжетных дыр. В своенравной, эмансипированной и способной постоять за себя Бин угадывается Лила, а в наивном добряке Эльфо — Фрай. Но сравнения с «Футурамой» и «Симпсонами» были бы неизбежными, даже если бы параллели были куда менее явными — слишком велики две эти глыбы, одну из которых Грейнинг тащил на себе четырнадцать лет, другую — тащит уже почти тридцать (это, на секундочку, аномалия, столько на телевидении просто не живут).
Но сказать, что «Разочарование» сплошь состоит из самоповторов, значит погрешить против истины. Оно, пусть и стоит на плечах гигантов, оказывается обаятельной, самодостаточной и динамичной сагой с дюжиной действительно глубоко проработанных, неодномерных героев, создающих весёлую неразбериху, парой добротных клиффхэнгеров и, наконец, юмором. «Разочарование», возможно, опоздало к тому моменту, когда сказки о принцессах начали переосмыслять в ключе равноправия, но это не мешает сценаристам от души стебаться над сексистскими тропами фольклора и напропалую шутить о гендерных ролях.
Что даже важнее, это ещё и первая для Грейнинга полноправная история взросления, которая в не меньшей степени похожа на сюжеты книг и сериалов категории «янг-эдалт». Если для «Симпсонов» неизменность персонажей стала визитной карточкой (годы идут, а Гомер, Мардж, Лиза, Барт и Мэгги застыли во времени), то «Разочарование» оставляет простор для эволюции героев. Бин — упрямый подросток, дорвавшийся до алкоголя и волшебных корешков раньше, чем она поняла, что делать со своей жизнью. Однако ей приходится взрослеть, попутно решая неудобные вопросы, касающиеся отношений с друзьями и родителями и ответственности за свои поступки — особенно в условиях, когда одно неосторожное слово или движение может превратить карету в тыкву или погрузить целое царство в спячку.
Грейнинг и его команда берут нравоучительный аспект сказок и полноценно адаптируют его для своего времени. Ни «Симпсоны», ни «Футурама» сделать этого так и не смогли. У «Разочарования», нескладного, проблемного, кое-где беззастенчиво жульнического, есть шанс.
Фотографии: Netflix