СериалыБогатые тоже плачут: Сериал «Наследники»
Дети медиамагната делят отцовскую империю в сатирической драме на HBO
Текст: Дина Ключарева
На HBO только что закончился первый сезон сериала «Наследники» о том, как потомки медиамагната пытаются поделить власть в компании. Критики уже успели сравнить его с шекспировским «Королём Лиром» и провести параллели с «Миллиардами» и «Замедленным развитием». Но на деле сериал оказывается своеобразной и ни на что не похожей цинично-сатиричной драмой о дисфункциональной семье.
«Наследников» придумал Джесси Армстронг, сценарист британского происхождения, автор ситкома «Пип-шоу» и нескольких эпизодов крупных проектов вроде «Чёрного зеркала» и «Вице-президента». В сериальном капиталисте явственно угадывается фигура Руперта Мёрдока, владельца множества СМИ, кинокомпаний и издательств практически на всех континентах. В столе у Армстронга много лет лежал сценарий фильма по биографии Мёрдока, которому так и не суждено было увидеть свет, но очевидно, что многое из этой задумки автор переработал и использовал для «Наследников».
И хотя сценарист отрицает, что, создавая Логана Роя, опирался исключительно на образ одиозного медиамагната, и уверяет, что на него заметно повлияли истории и других влиятельных кланов (от Самнера Редстоуна и Трампов-Кушнеров до сериала «Тайны миллиардера» про Роберта Дёрста), трудно не провести очевидные параллели. И Мёрдок, и Рой не американцы — первый родом из Австралии, второй по сюжету шотландец; оба имеют в анамнезе несколько браков (в том числе с иностранками) и детей от разных жён; оба, будучи людьми старой закалки, отдают очевидное предпочтение покупке телеканалов (реальный Fox News и вымышленный ATN), а не более перспективным интерактивным каналам коммуникации.
«Я замариновал себя в бездне информации о богатых и облечённых властью семьях и понял, что у всех у них был один неуловимый общий знаменатель: они управляют тем, как мы, обычные люди, воспринимаем мир», — говорит Армстронг. В процессе создания шоу команде помогали сторонние консультанты, от инсайдеров мира большого бизнеса, «пожелавших остаться неназванными», до глянцевых журналистов вроде Дерека Бласберга, которые вращаются в высоких кругах и не понаслышке знают о сложных отношениях внутри влиятельных кланов.
В день своего восьмидесятилетия патриарх семьи Логан Рой переносит инсульт и на некоторое время становится недееспособен. В верхушке компании начинается паника и беспорядок. Из-за потери лидера его компания Waystar Royco оказывается на грани биржевого краха, и даже доктора, который настаивает на покое для больного Логана, попрекают тем, что «социально-экономическое благосостояние нескольких стран зависит от его здоровья».
В большую игру вынуждены вступить дети Логана. Братья Кендалл и Роман впрягаются в управление империей, а их сестра Шиван и брат Коннор хоть и не претендуют на реальные должности, всё равно продолжают вмешиваться в дела компании. Когда ситуация только начинает выравниваться, братьев ждёт новое потрясение: их едва начавший приходить в себя отец решает вернуться к руководству Waystar Royco. Логан отчаянно цепляется за свой трон, даже когда уже очевидно не способен ясно соображать: справляет нужду на пол в кабинете, заливает кофе рабочий стол и забывает, где находится и что делает. В попытках отправить отца в отставку его дети постоянно меняют стороны и формируют союзы, которые то складываются, то распадаются на протяжении всех десяти серий.
«Наследники» не обладают моментальным шармом, и чтобы войти во вкус, нужно посмотреть хотя бы пару серий. Этот гибрид драмы, трагедии, фарса и комедии, который невозможно втиснуть в рамки одного жанра, безжалостно препарирует испорченные отношения внутри семьи, где членов держат вместе в первую очередь денежные связи, а вовсе не родственная любовь. В шоу нет ни одного безусловно положительного персонажа, и в этом вся его соль: в сюжете нет морального центра и совершенно некому безоговорочно отдать свои симпатии. Каждый из героев по-своему противен, и вряд ли «Наследников» ждали бы одобрительные отзывы критиков и уже заказанный второй сезон, если бы не безупречно подобранный актёрский состав.
Брайан Кокс («Черчилль», «Война и мир», «Дэдвуд») исполнил роль самого, пожалуй, ненавистного персонажа истории — Логана Роя. Он свирепый бизнесмен и отвратительный отец, упёртый, злопамятный и сварливый тиран, который не способен произнести даже пары тёплых слов в адрес собственных детей, зато готов беспрестанно прессовать и доводить их до слёз и отчаяния. Дети его за это презирают и бунтуют, но всё равно не могут полноценно отмежеваться и оттого отчаянно страдают. Они пытаются умаслить папу и заслужить его приязнь, злобно подкалывая окружающих и подозревая друг друга в предательстве.
Сериал заставляет сочувствовать героям, не симпатизируя им — потому что даже принадлежа к пресловутому 1 % богатейших жителей планеты, они сталкиваются с теми же проблемами, что и каждый человек на земле. Что значит быть старшим ребёнком и нести на себе бремя родительских ожиданий? Каково быть младшим братом, которого никто не воспринимает всерьёз? Как пережить нелюбовь авторитарного отца? Все наследники Роя — испорченные и эгоцентричные богатеи с непроработанными детскими комплексами и обидами, поедающими их и в зрелом возрасте.
Кендалл (Джереми Стронг) — средний брат, самый здравомыслящий в семье, но из-за наркотической зависимости в прошлом не оправдавший надежд отца — пожалуй, самый трагичный персонаж шоу. Кен изо всех сил пытается вытащить компанию из стагнации, такой смелый и решительный с сотрудниками, но совершенно тихий и забитый при отце, вокруг которого ходит на цыпочках и которому не смеет возражать.
Роман (Киран Калкин) — младший брат, надменный и сообразительный, но вынужденный прятать амбиции за балагурством и непотребными шуточками, которыми прикрывается как бронёй, чтобы не почувствовать себя ещё более уязвимым.
Шиван (Сара Снук) — самая независимая из всех наследников, но более всего напоминающая отца: склонная манипулировать и уходить от прямого ответа. Отдельно стоит отметить Мэттью Макфэдьена, который играет её жениха Тома — скользкого, льстивого и нервного типа, который мечтает стать своим в кругах богатых и знаменитых. Макфэдьен, наконец-то избавившись от нафталиновых камзолов мистера Дарси и героического детектива из «Улицы потрошителя», раскрывается с совершенно неожиданной стороны и прекрасно вживается в роль слегка одержимого и несуразного подхалима.
Коннор (Алан Рак) — старший сын и сводный брат остальных троих, экзальтированный мужчина среднего возраста с бесом в ребре, сбежавший от ужасов корпоративной паутины на ранчо на другом конце страны.
Отдельная радость — появление на экране Николаса Брауна в роли Грега, внучатого племянника Логана, который внезапно нагрянул на день рождения дяди и застрял в семье. Его, наивного простака-паяца, используют в своих целях все родственники по очереди, но Грегу удивительно везёт несмотря ни на что.
Помимо поганых отношений в отдельно взятой семье у сериала есть и политический месседж — идея, что передача власти по наследству и клановость не этичны. Потомки великих и ужасных Скруджей Макдаков вовсе не обязательно наследуют способность талантливо вести дела. Половина героев «Наследников» — абсолютно бестолковые управленцы, которые явно сидят не на своих местах, полученных исключительно из-за родственных связей. Роман в одном из эпизодов говорит: «Сегодня ты всего лишь пропустил один звонок, а пара десятков ребят в Китае лишились работ».
«Наследники» не заостряют внимание на людях за пределами социального круга Роев, но и не упускают их из виду. Суровая реальность повествования в том, что магнаты с дурным характером и избытком власти могут разрушать чужие жизни, даже не замечая этого. Обычные люди в их махинациях — расходный материал, не достойный внимания, который можно нейтрализовать пачкой банкнот. Или двумя. Отношения в семействе Рой и их отношение к окружающим настолько уродливы, что это даже завораживает. «Они и не должны вам нравиться», — говорит о своих героях Армстронг. Они и не нравятся. Но оторваться от этого зрелища невозможно.
Фотографии: HBO