СериалыПриход одного актёра:
Бенедикт Камбербэтч
в сериале «Патрик Мелроуз»
«На игле» в декорациях высшего общества
аня айрапетова
На телеканале Showtime показали первую серию одного из самых долгожданных мини-сериалов этого телесезона «Патрик Мелроуз». Бенедикт Камбербэтч — в роли совершенно потерявшегося в жизни, банкнотах и наркотических веществах героя нашего времени (хоть и помещённого в интерьеры почти 40-летней давности) — наконец-то нашёл новое амплуа после «Шерлока». Экранизация романов букеровского номинанта Эдварда Сент-Обина имеет все шансы войти в шорт-лист главных телевизионных премьер этого года — рассказываем почему.
Звонит телефон. 22-летний Патрик (которого играет 41-летняя звезда «Шерлока») берёт трубку, безэмоционально принимает новость о кончине отца, параллельно находя шприц на полу, затем медленно разворачивает рукав рубашки с небольшим алым пятном посередине и с блаженной улыбкой растягивается на стуле. После первой же сцены становится понятно, почему Бенедикт Камбербэтч так долго ждал этого проекта: четыре года назад, отвечая на вопросы фанатов на сайте Reddit, он сам назвал Патрика Мелроуза ролью своей мечты. Состоятельный интеллектуал с алкогольной и наркотической зависимостью, живущий в 80-е. Для актёра это настолько же желанная роль, насколько для режиссёра, мечтающего получить «Оскар», — сценарий об угнетённых меньшинствах.
Из-за этого «Патрик Мелроуз» походит скорее не на сериал, а на бенефис Камбербэтча: выдавая за первый час десятки эмоций, мыслей и состояний, он добивается признания своего актёрского мастерства ценой полнейшего зрительского нежелания немедленно включить следующую серию (в Америке Showtime выложили в Сеть сразу три эпизода). Это похоже на ощущения от хорошего трёхчасового спектакля, конца которого ты тем не менее ждёшь, чтобы наконец выпить воды и выйти на свежий воздух.
Возможно, дело в том, что пять часовых эпизодов не дают нужного пространства для манёвра — этого времени достаточно, чтобы в подробностях пересказать жизнь отдельно взятого человека, но не уместить пять романов о нём. Дебютный эпизод при этом вовсе не образец разнообразного повествования: отец умер и Патрику приходится лететь в Нью-Йорк, чтобы доставить домой его прах. Всё остальное экранное время занимают наркотические приходы и выпивания с небольшими вкраплениями второстепенных персонажей, которые, впрочем, не впечатляют так, как главный герой экрана — его тяга к самоуничтожению завораживает.
Эдвард Бергер (режиссёр шпионского сериала «Германия-83) на пару с оператором Джеймсом Френдом как следует играют с глянцевой картинкой, обнажая до ужаса убедительную жизнь Патрика. При этом, по словам зрителей, читавших романы Сент-Обина, «Патрик Мелроуз» смотрится лучше, если зритель не знаком с первоисточником.
Большую часть времени Патрик проводит, разговаривая с самим собой, отвечая на голоса в своей голове и не всегда зная, говорит он вслух или нет. Камбербэтч умело жонглирует акцентами, ползает по полу (невольно заставляя вспомнить эпизод из «Волка с Уолл-стрит» с Леонардо Ди Каприо), cмеётся, плачет и неизменно очаровывает. А потом практически пропадает из виду вплоть до третьего эпизода — во второй серии наконец разворачивается мелькавший в начале флешбэк, который раскрывает детскую травму Патрика и предоставляет возможность другим актёрам (например, Дженнифер Джейсон Ли, которая играет маму Патрика) показать, на что они способны. Из приятных неожиданностей кастинга здесь есть Хьюго Уивинг, до страха правдоподобно сыгравший абьюзивного отца главного героя, Эллисон Уильямс (Марни из «Девочек»), а также Эллария Сэнд из «Игры престолов» — актриса Индира Варма в роли подруги семейства Мелроуз.
К третьему эпизоду наконец становятся понятны мотивы главного героя, а сюжет начинает набирать обороты, хотя, кажется, с небольшим опозданием. Возможно, две последние серии смогут раскрыть героев полнее и уделить чуть больше внимания социальным проблемам, которыми вполне объясняются истоки драмы героев сериала. Вся надежда на Дэвида Николса — писателя («Один день», «Мы), взявшегося за адаптацию романов Сент-Обина для экрана. Ведь не может сериал (хоть и мини) крутиться вокруг игры одного человека, даже с учётом того, что Камбербэтч вполне достоин новой порции всеобщего обожания.
Бенедикт может практически наверняка рассчитывать и на актёрскую номинацию «Эмми», и на победу в ней. Победа будет абсолютно заслуженной, вот только останется осадок, что огромная работа была проделана исключительно ради статуэтки.
Фотографии: Showtime