Сериалы«Дождь»: Подростки спасаются от смертоносной воды в датском сериале Netflix
Заправский триллер в скандинавских декорациях
аня айрапетова
Netflix продолжает европейскую экспансию и вслед за сериалом «Dark», заказанным для производства в Германии, выпускает теперь уже датский дебют — апокалиптическую драму «Дождь» о смертоносном вирусе, заразившем воду. Рассказываем, чем интересно новое шоу, которое, по мнению критиков, должно понравиться фанатам «Ходячих мертвецов».
В интересах зрителя не слишком сильно задумываться над реалистичностью завязки сюжета: однажды Данию настигает внезапный ураган, который стирает с лица земли почти всё население страны. Дождь содержит биоинженерный вирус: у того, кто вступает в контакт с водой, тут же начинаются рвота и удушье, которые неизменно доводят до летального исхода. Так вся вода становится смертоносной, но при этом люди легко могут находиться на воздухе, как только дождь заканчивается (о продолжительной влажности почему-то все забывают).
Но нестыковки роли не играют — «Дождь» оказывается чрезвычайно напряжённым триллером: для датского сериала, визуально сделанного в привычном духе нордического нуара, шоу развивается на удивление стремительно. В первые же минуты молодую Симоне, готовящуюся к важной презентации, выволакивает из школы отец, не особо объясняя, в чём дело. Вывозя её и её маленького брата Расмуса неизвестно куда, отец посвящает детей только в то, что будет дождь и им нельзя оставаться снаружи.
Когда семья после высокоскоростной поездки по шоссе, уносясь от грозных чёрных клубов туч, прибывает в секретный бункер, всё становится немного понятнее. Оказывается, отец Симоне работает на компанию Apollon, чьим лого забрендировано высокотехнологичное убежище, в котором есть и защитные костюмы, и обеззараживающий душ. Отец наказывает Симоне заботиться о младшем брате, надевает на себя защитный костюм и уходит со словами, что он должен спасти всех от смерти. Симоне и Расмус покорно остаются в бункере ещё на шесть лет.
Когда они наконец выходят наружу, всё, разумеется, оказывается не таким, как было до. Вопрос «что происходит?» уходит на второй план: Симоне и Расмуса волнует куда более насущная проблема — как выжить в заражённом вирусом аду, где необходимость выживания превратила людей в отчаявшихся убийц. Восьмисерийный сезон явно вдохновлён множеством других дистопических произведений, включая серию «Голодные игры» и роман Эмили Сент-Джон Мандел «Станция Одиннадцать». Но недостаток оригинальности «Дождь» компенсирует умелым смешением янг-эдалт-фантастики, постапокалиптической драмы и cli-fi (термин для обозначения литературы, сюжет которой завязан на климатических изменениях и глобальном потеплении). Каждый эпизод представляет новые угрозы для жизни героев: боевые ополченцы, оснащённые теплопоисковыми дронами, представляют не меньшую опасность, чем лужи-убийцы.
На руку сериалу играет и Альба Август, напоминающая одновременно Дженнифер Лоуренс и Бри Ларсон, которая правдоподобно показывает приверженность Симоне главной миссии — позаботиться о брате и найти отца. После шести лет под землёй, проведённых только в компании друг друга, Симоне и Расмус оказываются дезориентированы буквально всем, с чем они сталкиваются на поверхности. Но «Дождь» не задерживается слишком долго на их эмоциональном и психологическом замешательстве и всё больше концентрируется на сюжетных поворотах. Симоне переживает кризис за кризисом, пока сериал слой за слоем показывает интригующие подробности того, откуда появился вирус и какую часть земли он действительно затронул.
Однако, наивность Симоне — это такой же актив, как и потенциально фатальный недостаток. В среде, где люди должны были ожесточиться, чтобы выжить, её альтруизм привлекает к ней окружающих: как объясняет в одной из сцен другая героиня Беатрис, «дело уже не только в выживании — дело в надежде». Уязвимость Симоне — это повествовательная уловка, которая отличает её от других дистопических героинь: она не самостоятельный боец, а талантливый лидер и защитник.
Обстановка сериала также критически важна. Как правило, нордический нуар стремится сосредоточиться на темноте, погребённой под эгалитарным идеалом скандинавского общества. «Дождь» же выводит это напряжение наружу, обнажая внутреннюю жестокость как механизм выживания, а не скрытую патологию. Но он также превращает ландшафт в своего рода монстра, где оказывается, что дождь — это только начало.
Фотографии: Netflix