Сериалы«The End of the F***ing World»: Чёрная комедия
о любви подростков
Очередное стопроцентное попадание Netflix
Текст: Анастасия Нарушевич
В начале января вслед за четвёртым сезоном «Чёрного зеркала»на Netflix вышел ещё один проект британского Channel 4 — экранизация комикс-новеллы Чарльза Форсмана «The End of the F***ing World», история о двух проблемных подростках, которые решают вместе сбежать из родного захолустья. Кровь, любовь и музыка — рассказываем, чем всем так полюбилась эта подростковая чёрная комедия.
Джеймс — застенчивый молчаливый парень семнадцати лет. В школе его не замечают, да и сам он не особо заинтересован в общении с другими людьми. Он считает себя психопатом и втайне ото всех убивает в лесу различную мелкую живность. Но в последнее время он стал одержим новой идеей — убить человека.
Алисия — его новая одноклассница. Шумная и непредсказуемая, одержимая темой секса, она сознательно провоцирует окружающих своим поведением. Когда её конфликт с родителями достигает крайней точки, она внезапно решает начать отношения с Джеймсом. Он, в свою очередь, к этому моменту уже определился с выбором своей первой жертвы. И это только первые десять минут сериала.
В ещё одной классике, рассказывающей о подростковых проблемах, кинговском «Оно», главным страхом для детей был не злой клоун-убийца, а родители, которые то и дело прибегали к насилию в воспитательных целях. Так и здесь, главная проблема и Джеймса, и Алисии берёт начало в их недопонимании с родственниками. Тут и потеря матери для главного героя, и конфронтация с отчимом для главной героини — для каждого из них это становится психологической травмой, влияющей на дальнейшее восприятие реальности. Одиночество — главная проблема подростков, которые растут в мире социальных сетей, а агрессия в разных формах часто видится единственным вариантом защиты от внешнего мира.
И несмотря на то, что на зрителя проливаются реки крови и чёрного юмора, это история не о насилии, а о том, как порой дети отчаянно хотят повзрослеть. Ближе к финалу Джеймс и Алисия осознают реальную ценность друг друга, благодаря постоянному нарастанию угроз и опасностей, которые их окружают. Как пишут в школьных сочинениях, «мотив дороги здесь выступает метафорой духовного поиска героев»: пройдя путь от первой до последней серии, они выходят из неё повзрослевшими и более мудрыми. Отдельная благодарность создателям уходит за неискажённую оригинальную концовку. Многие уже гадают, случится ли второй сезон, но последняя серия заканчивается ровно на том месте, где завершается комикс. И потому экранизация «The End of the F***ing World» выглядит совершенно законченной, не требующей продолжения.
Британским телевизионщикам вновь удаётся поднять и понять проблемы наших младших сестёр и братьев. Их же «Молокососы» и «Misfits» (в русскоязычных версиях — «Плохие», «Отбросы», «Неудачники», «Долбанутые») воспитали не одно поколение подростков, показывая жизнь тинейджеров со всеми её сложностями. И вот ещё один стратегический шаг вперёд: «The End of the F***ing World» достиг своего резонанса именно после выхода на Netflix, хотя в Британии его показывали в эфире ещё в октябре 2017 года.
Половина успеха проекта завязана на успешном кастинге. Джеймса играет Алекс Лоутер, более известный по роли молодого Алана Тьюринга в «Игре в имитацию». Многие помнят его и по одной из серий третьего сезона «Чёрного зеркала» в роли молодого человека, которого шантажируют компроматом на него с целью ограбления банка. Персонаж Алисии достался Джессике Барден, ранее засветившейся в эпизодической роли в инди-хите «Лобстер» и в сериале «Страшные сказки» в роли молодой Жюстин — очередной жертвы Дориана Грея. Оба — стопроцентное попадание в образы и наверняка новые потенциальные телезвёзды.
Берём визуальный перфекционизм Уэса Андерсона, смешиваем его с насилием и летящей во все стороны кровью в духе Тарантино — и получаем «The End of the F***ing World». Создатели, судя по экзистенциальным скитаниям главных героев и протестам против мира взрослых, помимо прочих вдохновлялись ранним Гасом Ван Сентом, «Клубом „Завтрак“» и даже хичкоковскими маньяками, проблемы которых берут начало во фрейдовских теориях. Джеймс сильно привязан к умершей матери, которая регулярно мелькает во флешбэках, и болезненно ненавидит отца, как слабого человека, который не смог сохранить семью. У Алисии же дома появляется властный отчим, который то и дело пытается задеть падчерицу при каждом удобном случае и всячески подчёркивает её отчуждённость в кругу родных людей. Но главное — травма, оставшаяся после ухода отца, которая в дальнейшем напрямую сказывается на отношениях героини с мужчинами.
Английский акцент выдаёт происхождение героев, хотя сами они как будто бы застряли в условном «нигде и никогда»: эта история могла бы случиться в любой стране и в любое время. Саундтрек вроде бы отсылает к Америке прошлого с её милкшейками и дайнерами, в которых можно заказать любимые хиты в музыкальном автомате (тут есть и Fleetwood Mac, и Бернадетт Карролл), но вновь возвращается в порт приписки — основным композитором выступил гитарист Blur Грэм Коксон.
Одна из немногих современных песен в плейлисте — «We Might Be Dead By Tomorrow» авторства Соко. Певица и актриса настолько впечатлилась сериалом, что в своём инстаграме попросила создателей взять её во второй сезон. И не она одна: 97-процентного рейтинга на Rotten Tomatoes удостаивается далеко не каждый даже очень успешный проект.
Фотографии: Netflix