СериалыБеременность как главная интрига полицейского сериала «В темноте»
Как перевернуть детективные штампы с ног на голову
текст: Иван Чувиляев
На канале BBC One вышел мини-сериал «In the Dark» по сценарию автора «Бесстыдников» Дэнни Броклхёрста со звездой «Улицы потрошителя» Мианной Бёринг в главной роли. Психологическая драма, прикидывающаяся провинциальным детективом, порадует прежде всего тех, кто терпеть не может классические детективы, а для кого-то станет эмоциональным напоминанием о пережитой беременности.
Вроде бы все просто: мастера детективного жанра снимают короткое (четыре часовых эпизода) полицейское кино. В первых двух офицер Хелен Уикс пытается раскрутить дело по ложному обвинению мужа своей школьной подруги в похищении и убийстве молодых девушек. Во второй расследует подозрительные дорожные происшествия — и сталкивается с могущественной мафией городских маргиналов и наркоторговцев Манчестера. «В темноте», если пересказывать его сюжет, кажется ещё одним стандартным британским детективом, лаконичным и неизобретательным. Но сухая и стандартная форма фильма-расследования в нём наполняется принципиально новыми нюансами. И главный из них — беременность главной героини.
Учебники сценарного мастерства говорят, что в хорошем детективе есть основная партия — поиски преступника, ошибки и финальное сражение с ним — и есть сопровождающая, второстепенная линия, фактурный бэкграунд, нюансы и детали — вещь сугубо служебная, придающая действию объём и выразительность. «В темноте» же нюансы выходят на первый план. Не так важны отчёты, улики и допросы, сколько психологический фон, на котором всё это происходит. Семейная драма, сопровождающая беременность главной героини, не служит дополнением к расследованиям — скорее, наоборот. Любители полицейского кино явно будут озадачены: для них «В темноте» представляет не больший интерес, чем «Очень страшное кино» для фанатов «Крика».
В сравнении с топором сработанным детективным сюжетом, линия, связанная с беременностью героини, — китайская каллиграфия. Броклхёрст зрителя в мир ожидания ребёнка буквально вбрасывает парой хлёстких ударов. Детали, обычно составляющие основу детективного сюжета, перенаправлены на то, чтобы как можно точнее показать процесс беременности.
Уже в самом начале первой серии убегающая от Хелен подозреваемая бьёт преследовательницу в область живота. Пока мы уверены в том, что криминальный элемент «посадил на пику» полицейского, выясняется, что героиня просто боится, что удар мог навредить ребёнку. И в больницу спешит, чтобы сделать УЗИ. Дальше — больше: Хелен приезжает на место преступления, где её начинает тошнить — но не от неопытности и трупного смрада, а от токсикоза. Ещё один классический ход — Хелен устраивает прощальный фуршет для коллег. В обычном детективе следователя такой сценой отправляют на пенсию, после чего выясняется, что без него или неё не обойтись, и ветерана просят вернуться в строй. В «In the Dark» героиню так провожают в декрет — и ей, конечно, тоже придётся вернуться к работе.
«Женскость» сериала «В темноте» — не конъюнктура, а обязательная для такого рода кино правда жизни. Подкупает то, как Броклхёрст размашистыми мазками пишет актуальный пейзаж современной Британии, в котором деловые женщины, состоявшиеся, талантливые и успешные, — такая же неотъемлемая часть национального ландшафта, как лучшая в мире полиция (которой, кстати, оружие носить запрещено — надо уметь уболтать преступника или справиться с ним голыми руками). Как и двое немолодых мужчин, которые, узнав, что Хелен ждёт ребёнка, радостно кричат: «Ура, мы будем дедушками!» — однополый брак показан очень буднично. Как и мигранты — одни из важнейших персонажей рассказываемой истории.
Норвежский режиссёр Ульрик Имтиаз Рольфсен вносит в сюжет «В темноте» характерный душок скандинавского ужастика. Визуально сериал решён как триллер, в нём правят мрак, туман, узкие улицы, тесные павильонные съёмки, нервические крупные планы. И, само собой, красота — голубая обивка дивана монтируется встык с синими стульями в следующем кадре. Каждый план снят предельно симметрично и аккуратно. Всё это придаёт сюжету оттенки морока, дурного сна, в котором смешивается явь и игра воображения.
Рольфсен на четыре серии вселяет зрителя в шкуру героини. Заставляет видеть леса, улицы и дома её глазами. Примеривать на себя взвинченность, неврозы, переживания. Всё вплоть до физиологических ощущений — тошноты, головокружения — находит здесь своё, меткое и целостное визуальное воплощение. Рольфсен врубает всю триллерную машинерию даже в такой простой и бытовой вроде сцене: главная героиня принимает ванну и никак не может встать. Показано это нехитрое физическое действие как эпизод «Крика», не меньше.
Понятно, почему критики заклевали «В темноте» как криминальную драму и явно погорячились, потому что это в той же степени детектив, что и «Братья Карамазовы». Все прописанные в сценарии нюансы, вся актуальность и признаки времени служат фильму про переживания и проживание беременности. Это, возможно, первый современный детектив, снятый для тех, кто помнит свой травматичный опыт вынашивания ребёнка. Детективная фабула заставит зрителя находиться ровно в таком же напряжении, какое знакомо любой матери. Относительно (нельзя без спойлеров) счастливый финал напомнит о том, каково это, когда начинается совсем другая жизнь.
Фотографии: BBC One