СериалыНа 25 лет старше:
Что мы узнали
из первых серий
«Твин Пикса»
Как Дэвид Линч и Марк Фрост снова всех обманули
Текст: Дмитрий Куркин
Если вы всё ещё не успели посмотреть первую серию нового сезона «Твин Пикс» и боитесь узнать лишнее, заварите себе чашку чертовски хорошего кофе и расслабьтесь. Никакими «Джон Сноу жив» испортить премьеру невозможно. Для продолжения, ради которого кто-то сегодня вставал к шесть утра по Москве (а кто-то до этого часа не ложился), сдвоенная серия задаёт неприлично мало вопросов. А на те, что копились без малого четверть века — например, что произошло с агентом Купером, — отвечает даже как-то буднично.
В то время как сериальная индустрия одержима спойлерами, Линч и Фрост выпускают максимально спойлероустойчивую вещь. Строгий мораторий на разглашение любых деталей, которого придерживались создатели сериала во всех недавних интервью, сделал своё дело, максимально подогрев интерес к премьере. Но работал он, как выясняется, только для того, чтобы зритель смотрел новый сезон чистыми глазами.
На днях Линча спросили, как он изменился за двадцать пять лет, прошедших с тех пор, как вышел оригинальный сериал. Тот ответил просто: «Я стал на двадцать пять лет старше». Поначалу это выглядело издёвкой, но похоже, именно так дело и обстоит. Сдвиг тектонических плит, случившийся на телевидении за эти годы и спровоцированный во многом именно «Твин Пиксом», режиссёр не то чтобы не заметил (ему действительно понравились «Безумцы» и «Во все тяжкие»), но как будто предпочёл не придавать ему большого значения, работая над перезапуском. Новый «Твин Пикс» и правда скорее напоминает монолитный фильм, в основе которого лежит 400-страничный сценарий и который уже после съёмки порезали на серии (первые две называются «Часть 1» и «Часть 2»).
Это не встреча выпускников
Промо новых серий во многом играло на фанатской ностальгии. Однако слёз, объятий и трогательного воссоединения от третьего сезона ждать не приходится — не тот случай, у Линча и Фроста попросту нет времени на такую ерунду. Полтора десятка знакомых актёров (включая тех, кто успел отсняться, но до премьеры, увы, не дожил) появляются в кадре, но пока скорее обозначают своё присутствие. Мелкие подробности того, что произошло с ними за двадцать пять лет, всплывают, но и близко не являются ключевыми для разворачивающегося сюжета. То же касается и привычного антуража, от пончиков до музыкальных номеров (эстафету у Джули Круз принимают Chromatics).
Смотреть «Fire Walk with Me» обязательно
Маленькую подсказку Линч в канун премьеры всё-таки оставил, посоветовав пересмотреть «Fire Walk with Me». Атмосферный, но неуклюжий приквел к сериалу, вышедший в 1993 году и провалившийся в прокате, действительно важен для понимания кое-каких деталей нового сезона. В первых сериях он цитируется напрямую. Привязка могла быть даже более явной — и это ещё один, 101-й повод пожалеть о смерти Дэвида Боуи (в приквеле он сыграл агента Филипа Джеффриса, сгинувшего незадолго до основных событий).
География расширяется
Ещё по приквелу стало ясно, что в одном только уютном городке на северо-западе США Линчу тесновато. За его пределами происходит солидная часть «Fire Walk with Me», прежде всего расследование смерти Терезы Бэнкс, которое, по сути, и приводит Купера в Твин Пикс. Куски нового пазла разбросаны в диапазоне от Нью-Йорка, где нанятый загадочным миллиардером дежурный следит за стеклянным кубом, до Южной Дакоты, где внезапно прибавляется работы у местных детективов. Связь между ними уже куда более очевидна, хотя, разумеется, Фрост и Линч не собираются сразу выкладывать на стол все карты.
Атмосфера мрачнеет
Оригинальный «Твин Пикс» был изумительным коктейлем из детектива, ситкома, мыльной оперы и мистики. От нового сезона такого разброса ждать не приходится: он начинается куда мрачнее и по духу куда ближе к позднему Линчу, от «Шоссе в никуда» до «Внутренней империи». Возможно, часть фанатов будет скучать по старомодным комическим сценкам (до сих пор смешным, кстати), но в этом смысле авторов можно понять. Если двадцать пять лет назад сериалы ещё могли позволить себе ловить зрителя на приманки вроде внезапной потери памяти у героя или выяснения вопроса «Кто отец ребёнка?», то сегодня тащить их в сериал даже в качестве стёба было бы дурным тоном. Это в Чёрном Вигваме время могло остановиться, в жизни же телевидение ушло далеко вперёд.
Нет времени объяснять
Второй сезон «Твин Пикса» пошёл ко дну сразу после того, как разрешил загадку убийства Лоры Палмер: получив ответ на контрольный вопрос, часть зрителей выключила телевизор и фактически приговорила сериал. Линч и Фрост, по-видимому, усвоили урок и в этот раз отказались от прямолинейной интриги. Перед стартом сезона было почти нереально предсказать, как именно развернётся действие — после двух показанных сегодня серий точно так же невозможно сказать, что будет в третьей. Новые эпизоды не задают конкретных вопросов — они задают атмосферу, think tank, в котором аудитория сама сформулирует те вопросы, которые захочет (и будьте уверены, в тот момент, когда вы читаете эти строки, интернет уже лопается от фанатских теорий).
«Твин Пикс» начала 90-х произвёл революцию, запустив конвейер мистической чертовщины, который до сих пор исправно работает — взять хотя бы недавний «The OA» или стремительно закручивающий гайки «The Leftovers», который ближе к финалу становится «всё чудесатее и чудесатее». А потому было особенно интересно посмотреть, как Линч, чьи прежние попытки вернуться на телевидение стабильно терпели неудачу, будет конкурировать с теми чудовищами, которых он же и породил. «Твин Пикс» образца 2017 года недвусмысленно даёт понять: Линч и Фрост не собираются переворачивать игру. Просто они по-прежнему играют в неё по своим правилам.
Фотографии: Showtime