СериалыСериал «Ривердэйл»: Подростковая драма
в декорациях «Твин Пикса»
Всем, кто скучает по «The O.C.» и «Skins»
Текст: Гриша Пророков
На днях фанаты сериала «Stranger Things» возликовали. После того как рыжеволосую героиню Барб безвозвратно затянуло в параллельный мир, в твиттере ещё несколько дней был популярен хештег #justiceforbarb. Мольбы были услышаны — неожиданно для всех актриса Шеннон Пёрсер появилась в роли Этель в третьей серии нового сериала канала The CW «Ривердэйл». Создатели шоу не смогли удержаться от того, чтобы не использовать несколько отсылок к более знаменитой роли Пёрсер: в этой же серии можно увидеть бассейн (именно в него затянуло Барб) и услышать от одной из героинь фразу: «Hashtag „Justice for Ethel“». Но не возвращением единым — рассказываем, чем ещё хороша новая подростковая драма о жизни школьников в маленьком городке, которая местами напоминает «Твин Пикс» и другие знаковые сериалы 90-х.
В праздничный день 4 июля в маленьком городке Ривердэйл погибает юноша по имени Джейсон Блоссом: он отправился на лодке вместе со своей сестрой-близнецом и утонул. Для провинциального города это, разумеется, большое событие: его продолжают обсуждать и два месяца спустя, к началу учебного года. Главный герой «Ривердэйла» — парень по имени Арчи Эндрюс: красавец, который играет в школьной футбольной команде, сочиняет музыку и подрабатывает у своего отца на стройке. У Арчи есть лучший друг, интроверт Джагхед, который пишет роман о летних событиях в Ривердэйле, а ещё лучшая подруга Бетти Купер, которая, разумеется, в него влюблена. Ко всему прочему, в город приезжает дочь богатого бизнесмена Вероника Лодж — и она быстро вливается в компанию; любовный треугольник между Бетти, Вероникой и Арчи авторам сериала даже не нужно обозначать (тем более что по крайней мере первые три серии у него роман с учительницей) — о нём знает вся Америка.
Комиксы об Арчи, по которым снят «Ривердэйл», начали выходить в начале 40-х. Сегодня золотой век комиксов воспринимается в первую очередь как время супергероев, а на самом деле тогда процветали многие жанры: фантастика, хоррор, вестерн и так далее. В то время «Арчи» стал главным в важнейшей нише комедийных и романтических историй о школьниках. Одноимённый главный герой был простым, немного глуповатым, но добрым парнем — а за его сердце, конечно же (напомним, дело было в сороковых), сражались сразу две девушки, блондинка и брюнетка. Трио Арчи — Бетти — Вероника такая же знаковая вещь для американской поп-культуры, как уши Микки-Мауса или противостояние Бэтмена и Джокера.
Долгое время комиксы об Арчи практически не менялись: это были безобидные, старомодные юмористические истории, которые даже рисовались примерно в одном и том же стиле. В 2015 году издательство решилось на радикальный шаг: главную серию впервые перезапустили, наняли молодых и модных авторов (например, первые несколько выпусков «Арчи» делала одна из лучших молодых художниц комиксов, Фиона Стэплс) — и она заиграла новыми красками. Оказалось, что истории об Арчи могут работать как современная инди-комедия о школьниках — неглупая и остроумная.
«Ривердэйл» — это продолжение перезагрузки историй об Арчи, правда, совсем уже не инди-комедия: для сериала был выбран чуть более мрачный и куда более глянцевый стиль. Люди над сериалом, впрочем, работают тоже талантливые: делает «Ривердэйл» Роберто Агирре-Сакаса, один из главных в издательстве Archie Comics, который при этом работал на телевидении — писал, например, серии для «Glee» и «Супергёрл».
Сериал получился, как и перезагрузка комиксов, современным — и не только потому что здесь произносят слово «миллениалы» и пользуются айфонами (хотя и это делается очень здорово и ненавязчиво), а потому что это история взросления, обновлённая для 2017 года. Ко многим вопросам тут подходят гораздо ответственнее. У Арчи, например, роман с преподавательницей музыки — и сериал не изображает это как что-то приятное и любопытное (как могли бы сделать раньше), а даёт понять, что взрослая женщина просто использует подростка.
При этом поднимаются социальные вопросы и показываются здоровые модели отношений. Конфликт Бетти и Вероники в «Ривердэйле» решён так, чтобы лишить его даже оттенка мизогинии: на первый план выходит женская дружба, а любовный треугольник — во всяком случае, в уже вышедших сериях — даже не работает как любовный. В третьей серии у Бетти и Вероники наступает ключевой момент дружеского сближения: они наказывают школьного футболиста за слатшейминг и при этом помогают пострадавшим девушкам — подано это с бóльшим вкусом, чем можно представить. Да, «Ривердэйл» — это всё ещё школьная драма, какие выходят раз в несколько лет, но авторы умело обновили проблемы и их решения для современности.
Сериал во многом вторичен, но он не скрывает своих источников вдохновения: например, здесь явно не просто так играют Люк Перри из «Беверли-Хиллз 90210» и Мэдхен Амик, Шелли из «Твин Пикса», а первая серия начинается с цитаты из фильма «На берегу реки» 1986 года. В интервью Агирре-Сакаса сравнивает сериал одновременно с фильмами Джона Хьюза и «Синим бархатом» Дэвида Линча.
Параллель с Линчем много используется в разговорах о «Ривердэйле»: сериал подаётся как «молодёжный „Твин Пикс“» — тут и убийство, и маленький городок с тайнами. Но это сравнение не очень честное — так-то с «Твин Пиксом» можно сравнить любой сериал о маленьком городе, в котором творится что-то неладное, хотя это вообще любимый американский сюжет. Главное здесь, на самом деле, не тайны (об убийстве Джейсона Блоссома вспоминают каждую серию, но следить хочется совсем за другим), а человеческие отношения и жизнь в провинциальной Америке.
В конце концов, «Ривердэйл» — это честная мыльная опера. Это сериал канала The CW, который выпускал «О.С. — Одинокие сердца», «Сплетницу», «Холм одного дерева». У The CW собственный стиль: с минимумом реализма, прилизанный, с гипертрофированной драмой и зашкаливающими эмоциями, — и «Ривердэйл» выступает в этом жанре с гордостью. Да, это история о слишком красивых подростках, которые умудряются писать песни, романы, впутываться в неправдоподобные школьные интриги и расследовать убийство — но почему нет. Отчего-то стилистика мыльной оперы The CW идеально сочетается с комиксами об Арчи: может быть, потому что в них тоже много условности, но этот симбиоз выливается в чистое (и даже не стыдное) удовольствие. Просто не надо забывать что вы смотрите сериал The CW — и тогда к «Ривердэйлу» у вас не будет никаких вопросов.
Есть один способ сделать «Ривердэйл» ещё лучше. Возможно, вы помните ведьму Сабрину — о ней ещё был сериал с Мелиссой Джоан Харт и говорящим котом. Дело в том, что комиксы о Сабрине тоже выходят в издательстве Archie Comics: их героиня живёт в одной вселенной с персонажами комиксов об Арчи и их пути пересекаются. Агирре-Сакаса признаётся, что мог бы ввести её в сериал — и это добавило бы «Ривердэйлу» нужную долю абсурда. После такого ни у кого бы не осталось сомнений, что не стоит воспринимать это шоу как серьёзную драму — а сравнения со сверхъестественным «Твин Пиксом» стали бы оправданнее.
фотографии: CBS