Сериалы«Детективное агентство Дирка Джентли»:
Казусы мира абсурда
8 серий откровенного безумия
аня айрапетова
Совсем недавно на канале BBC America закончился первый сезон сериала «Детективное агентство Дирка Джентли», который теперь можно будет посмотреть на нетфликсе. Шоу снято по одноимённым произведениям Дугласа Адамса — автора культовых книг «Автостопом по галактике». Комедия о нерадивом детективе и его невольном помощнике прошла куда тише главных хитов года вроде «Мира Дикого Запада» или «Чёрного зеркала», что не помешало ему снискать одобрение критиков и найти свою аудиторию. Рассказываем, почему это идеальное шоу для долгих зимних вечеров.
Тодд Бротцман (Элайджа Вуд) — застенчивый паренёк из Сиэттла с кучей проблем. По отдельности они не так страшны, но когда они наваливаются одновременно, происходящее больше напоминает катастрофу. Хозяин квартиры разбивает вдребезги машину Тодда за то, что он никак не отдаст арендную плату, больная сестра звонит попросить денег, потом его увольняют с работы и вдобавок он становится подозреваемым в убийстве четырёх человек. Хуже быть не может, но тут в окно влезает странный англичанин с непонятным акцентом, который представляется детективом (Сэмюел Барнетт). Сыщик говорит, что жить он теперь будет у Тодда, который станет его новым помощником.
Произведения о необычном детективе Дирке Джентли, на которых основан сериал, придумал Дуглас Адамс — любимчик гиков всей планеты, автор знаменитых книг «Автостопом по галактике». Их пытаются экранизировать не первый раз — в конце 2010 года на BBC Four вышел пилот одноимённого шоу со Стивеном Мэнгэном в главной роли, известном по сериалу «Эпизоды». В 2012 году вышли ещё три серии, и на этом всё и закончилось. Новая адаптация — вторая и куда более масштабная попытка осмыслить культовые произведения автора, на успех которой можно рассчитывать хотя бы потому, что за дело взялиcь Netflix.
Первая же серия оставляет зрителя в лёгком недоумении и с ухмылкой на лице — длинная цепочка странных, очень странных и совсем уж странных событий никак не укладывается в голове. За час нам показывают место преступления со следами зубов животного на потолке, героя Элайджи Вуда, на несколько секунд встречающего своего двойника, девушку с мачете в руке, убивающую всех на своём пути, банду из четырёх хулиганов, которых почему-то называют «Трое буйных», мистическое синее свечение — список можно продолжать ещё долго. Непонятно ровным счётом вообще ничего, но это не тот случай, когда кажется, что автор просто хочет обдурить аудиторию. Эффект ровно противоположный: тут же хочется зарыться поглубже в историю, соединить все точки и самому поиграть в детектива.
На английском полное название сериала — «Dirk Gently’s Holistic Detective Agency», и слово «holistic», то есть «целостный», здесь неспроста. Не стоит ожидать методов решения загадок, к которым мы привыкли в «Шерлоке», — как говорит сам герой Дирк Джентли: «Всё связано. Ничего тоже связано». Он не ищет улик и не проводит дактилоскопические экспертизы. Его «холистический» метод состоит в том, что рано или поздно всё само собой разрешится, надо просто дать этому произойти. По этой же причине он обладает абсолютной уверенностью в том, что, несмотря на своё неоднозначное поведение, он сможет выпутаться из любых трудностей — даже когда над ним склонились четверо бугаёв, до этого разносивших битами всё на своём пути.
За адаптацию на этот раз отвечает Макс Лэндис — сценарист, режиссёр, продюсер, актёр и автор комиксов и просто главный вундеркинд Голливуда. Многие его знают как сценариста фильмов «Хроника», «Ультраамериканцы» и «Виктор Франкенштейн» и неугомонного пользователя твиттера. Ко всему прочему он сын того самого Джона Лэндиса, который снял фильм «Братья Блюз», комедию «Поменяться местами» и клип Майкла Джексона «Thriller» — так что увлечение Макса комедиями и хоррорами, как он сам говорит, вполне закономерно.
Элайджа Вуд всё увереннее чувствует себя в сериалах. Его предыдущая крупная роль в «Уилфреде» вновь заставила говорить о нём как об отличном актёре спустя годы участия в не самых успешных кинопроектах. И хотя детективные методы здесь совсем не по Конан Дойлу, если Дирк Джентли — это Холмс, то герой Вуда — несомненно, его Ватсон. Сыщик в исполнении театрального актера Сэмюела Барнетта напоминает и другого культового британского персонажа — Доктора Кто. Оттого ещё забавнее наблюдать за разницей в характерах между ним и его помощником Тоддом, который, конечно же, на всё это не подписывался.
Лэндис практически полностью переделал «Дирка Джентли», оставив на месте только главного героя (и то с поправками) и несколько основных сюжетных линий. Но если продраться сквозь первые несколько серий, окажется, что все отклонения от оригинала вполне оправданны и ничуть не портят общую картину. Забыть о различиях также помогает отличная актёрская игра — чего стоит только Фиона Дуриф в роли маньячки с мачете, со спутанными волосами и сумасшедшим взглядом, чьё появление украшает собой каждую серию.
Есть такие сериалы, которые сложно советовать другим, когда речь заходит о том, что посмотреть в свободное время. В случае с «Дирком Джентли» кто-то не досмотрит и первую серию, а кто-то сдастся на середине сезона. Не стоит ожидать, что все сложные сюжетные переплетения будут распутаны — от силы часть, и то если повезёт. Однако великолепный кастинг и метко прописанные характеры не оставляют равнодушным. По мере развития сюжета Дирк показывает свою уязвимость, так что Барнетт окончательно перестаёт раздражать своей чрезмерной странностью и всепоглощающим позитивом. Так что, если расслабиться и смотреть шоу с холистической позиции, свойственной главному герою, можно с головой уйти в новый любимый сериал. В конце концов, BBC America уже продлили его на второй сезон, так что в следующем году либо старые загадки будут разгаданы, либо новые загаданы — смотреть «Дирка Джентли» в любом случае будет невероятно интересно.
фотографии: BBC America