Сериалы«Молодой папа»: Сериал Соррентино c Джудом Лоу об интригах в Ватикане
Папа Римский курит, плетёт интриги и плевать хотел на ваше мнение
Текст: Борис Захаров
На HBO вышел сериал «Молодой Папа» — драма про новоизбранного эксцентричного Папу Римского с Джудом Лоу в главной роли. Это первый сериальный опыт для итальянца Паоло Соррентино, который срежиссировал все десять серий первого сезона. На его протяжении мы наблюдаем начало правления первого американского папы, который без особых стараний запомнится всем ещё очень надолго. Рассказываем, почему это шоу — куда больше, чем просто красивая картинка.
Из-под груды детей выползает человек в белоснежной сутане. Встаёт, оправляется. Камера меняет положение, и мы видим, что он оказывается на пустой площади Сан-Марко. Неизвестно, какое воспоминание связано с главной площадью Венеции у режиссёра сериала Паоло Соррентино, но сцена из «Молодости», в которой Майкл Кейн во фраке бредёт по Сан-Марко навстречу Мадалине Генеа, вспоминается сама собой.
Соррентино даже в своём телевизионном дебюте остался верен себе. Иное, вероятно, было бы досадным упущением: визуально он, наряду с Теренсом Маликом и Эндрю Домиником, — один из самых узнаваемых современных режиссёров. Премьера сериала состоялась этой весной на Венецианском кинофестивале, что пока что не совсем типично для работ такого рода. Но «Молодой папа» — продукт совместного производства таких телевизионных титанов, как HBO и Canal+, и его появление нужно было обставить соответствующе. Гости фестиваля сошлись во мнении, что перед нами новый «Карточный домик». Ассоциация понятна: политика, интриги, харизматичный главный герой. От Джуда Лоу и правда ждёшь, что он вот-вот повернётся к камере и отпустит реплику для зрителей в стиле президента Фрэнка Андервуда. На этом, однако, сходства исчерпываются. При всём своём чарующем обаянии герой Лоу Ленни Беллардо держит дистанцию не только с остальными героями, но и со зрителем.
Совет кардиналов выбирает нового папу, которым становится Беллардо. Уже после выборов, к удивлению ватиканской старой гвардии, выясняется, что новый папа курит, цитирует Бродского, игнорирует возлагавшиеся на него надежды и вообще ведёт себя крайне независимо. Вместо готовых приступить к работе аппаратчиков в рясах Ленни призывает в Ватикан сестру Мэри — монахиню, воспитывавшую его в детском доме (Дайан Китон). При этом он, вопреки ожиданиям, удерживается (по крайней мере пока) от романа с героиней Людивин Санье, женой капитана швейцарских гвардейцев. В нескольких жёстких стычках с оппонентами папа проявляет себя интеллектуалом с авторитарными замашками, а сновидения понтифика демонстрируют зрителю его тревожную ищущую натуру.
Рынок телесериалов, до недавнего времени остававшийся вотчиной американских производителей, судя по всему, нуждался в шоу, способном привлечь аудиторию, которая пройдёт мимо «Stranger Things» или даже «Westworld». Поставить у руля такого проекта Соррентино было очевидным выбором — кто ещё из европейцев в последние годы добился сравнимых успехов на американском рынке? Оскароносная «Великая красота», которую многие восприняли как своеобразное продолжение «Сладкой жизни» Феллини, была выполнена столь безукоризненно, что имя Паоло Соррентино сразу же стало известным не только среди участников и гостей европейских кинофестивалей.
При всех своих достоинствах эта работа не кажется чем-то особенным, если пройтись по более ранним фильмам режиссёра. Например, «Изумительный» исполнен в той же визуальной манере, что и «Красота», а «Последствия любви» — одно из лучших исследований темы человеческого одиночества — по праву собрал массу европейских призов. На волне успеха «Великой красоты» была по достоинству оценена и «Молодость», в которой блистал уже не постоянный актёр Соррентино Тони Сервилло, а фантастический дуэт Майкла Кейна и Харви Кейтеля.
Примерно к третьей серии «Молодого папы», когда приходишь в себя от обилия типичной для Соррентино красоты, неспешного движения камеры и музыки, начинаешь искать за всем этим точку опасности. Эта самая точка здесь — главный герой. За всё время на экране у него не появляются сильные соперники — их интриги слишком мелки и не доставляют главному герою хоть каких-то хлопот. Зато периодически возникают флешбэки, в которых Ленни ищет своих родителей и вспоминает детство в сиротском приюте.
Где-то здесь зарыт целый пласт переживаний брошенного ребенка, который вырос, стал Папой Римским, с одинаковым презрением относящимся и к окружающим, и к самой церкви; чьи публичные выступления полны агрессивного, ветхозаветного мракобесия. Как всё это уживается в одном человеке? Как он умудряется, будучи оставленным родителями, вырасти настолько нарциссичным? Какой вклад в это внесла героиня Дайан Китон? Почему разочарованными в Ленни выглядят не только кардиналы, но и сестра Мэри? Что готовит он окружающим? Развитие шоу, ожидание следующей серии, такое важное для серийного продукта, в случае с «Папой» зиждется не на внезапных поворотах сюжета, а на том, чего в каждой серии не договаривает герой Джуда Лоу о самом себе. Если сравнивать с другими телегероями, то похожий фокус когда-то удавался Дону Дрейперу из «Безумцев».
От Соррентино ждали истории разоблачения церкви или высказывания о Боге — вместо этого он привычно рефлексирует о человеке. Пусть в этот раз человек — Папа Римский. Совсем уж неожиданным кажется то, что Джуд Лоу, похоже, сыграл здесь одну из самых сильных своих ролей, что сильно контрастирует с недавним весьма посредственным «Гением». В «Молодом папе», напротив, он раскрывается бесчисленным количеством граней. Возможно, именно этот сериал ознаменует вхождение актёра в эпоху профессиональной зрелости. Героя Лоу начинаешь по-настоящему бояться, просто потому, что человеку свойственно бояться того, чего он не понимает — а Папа в его исполнении действительно таинственный и страшный персонаж. Бездна его личного ада настолько глубока, что за шесть серий в неё не погрузиться и наполовину.
Фотографии: HBO