СериалыСериал Нолана «Westworld»: Россыпь звёзд и роботы на Диком Западе
Новый хит HBO
Текст: Василий Миловидов
На HBO вышел новый масштабный сериал — сай-фай в антураже Дикого Запада «Westworld». Шоу снято по мотивам одноимённого фильма 70-х о парке развлечений для взрослых и богатых. В мире сериала эпоху из прошлого воссоздают андроиды, которые даже не подозревают, что они не реальные люди. Рассказываем, почему эту премьеру телевизионного гиганта нельзя пропустить.
В неопределённом, но крайне высокотехнологичном будущем главное развлечение людей с достатком — «Мир Дикого запада», тематический парк развлечений, населённый андроидами, которых не отличить от людей и которые сами не знают о своей искусственной природе. Каждый день они отыгрывают для гостей один и тот же набор сюжетов, чтобы наутро обо всём этом забыть. Гости в свою очередь вольны делать с ними всё что угодно — в основном предпочитают, правда, секс и насилие. У роботов же стоит запрет на причинение вреда живым существам, поэтому они, как сериал наглядно заявляет на первых же кадрах, и мухи не могут тронуть. Всем этим управляет огромная команда во главе с вечно печальным доктором Фордом (Энтони Хопкинс), который, правда, не сильно заботится о нормальном функционировании парка и всё больше выпивает со списанными в утиль моделями, цитирует великих поэтов и размышляет о больших вопросах бытия. Тем временем жители «Дикого Запада» постепенно начинают всё более странно сбоить.
Оригинальный «Мир Дикого запада» — научно-фантастический триллер 70-х, снятый писателем Майклом Крайтоном, автором кучи остросюжетных произведений на тему науки, в том числе первоисточника «Парка Юрского периода». Крайтоновская версия была отчасти эффектной, отчасти нелепой и пыталась рассказать привычную для него историю об ответственности и опасности в обращении с технологиями. В сознании тогдашней аудитории и поп-культуре остался, в первую очередь, образ Юла Бринера в роли сошедшего с ума робота-стрелка. За этим последовали неудачный сиквел «Мир будущего» и провальная попытка сериального спин-оффа. За возрождение всей этой истории в качестве нового большого сериала HBO взялась семейная пара сценаристов — Джонатан Нолан (написавший несколько фильмов для своего брата Кристофера, в том числе «Интерстеллар») и Лиза Джой (относительный новичок в индустрии).
«Мир Дикого запада» один из тех сериалов, о которых немного сложно и в целом довольно опасно говорить на самом старте. Это шоу, построенное на секретах, а в таких случаях всегда есть вероятность притаившегося синдрома «Lost». К тому же, довольно быстро становится понятно, что Нолан с Джой никуда не торопятся. Первые два эпизода по сути являются экспозиционными, давая при этом минимум ответов на вопросы. Здесь сложно выделить главного героя или героиню, но ближе всего к ней Долорес (отличная Эван Рейчел Вуд) — воплощение оптимизма и невинности, на которых сценаристы парка топчутся ради реализации банального сюжета.
Также присутствует Человек В Черном (как никогда страшный Эд Харрис) — остроумное переосмысление героя Юла Бринера из оригинального фильма. О его персонаже известно лишь, что он, кажется, человек, воплощение абсолютного зла и пытается отыскать некий скрытый смысловой уровень парка. Также присутствует целый ворох управляющих — главный программист, сценарист, суровая кризисный менеджер и прочие — со своими тайными планами и мотивами. После всего двух эпизодов интернет уже полнится самыми фантастическими теориями, что говорит лишь о том, что пока ничего непонятно.
При этом надо отдать должное авторам — несмотря на все клиффхэнгеры и секреты оба первых эпизода смотрятся почти что законченными произведениями на заданную тему. Это подкупает, создавая ощущение, что создатели не намерены просто поводить зрителя за нос. Если Крайтон презентовал свои идеи под видом напряженного триллера, то этот «Мир Дикого запада» определенно в первую очередь хочет диалога со зрителем. Это же заставляет и насторожиться, учитывая нолановскую привычку проговаривать все вслух, которая то и дело прорывается даже в «Мире Дикого запада».
Порассуждать авторам при этом хочется о многом. В центре здесь весь спектр идей, связанных с искусственным интеллектом, отношениями между Создателем и его творениями со всем подобающим библейским символизмом. Неизвестно, стоит ли браться за все эти темы в мире, где существует кинофильм «Бегущий по лезвию бритвы» (эффектней которого пока вроде никто не высказывался), но формат сериала позволяет авторам вгрызться в них намного более основательно.
Зарождение самосознания в искусственном человеке в «Мире Дикого запада» рассматривается под микроскопом. Помимо очевидного грехопадение в виде убийства живого существа, здешние роботы постепенно начинают видеть сны об электроовцах, ностальгировать по чему-то неосязаемому и уходить в нервные срывы. По задумке авторов они к тому же существуют в своем «Шоу Трумэна», своей Матрице, где проживают свой День сурка. Нолан и Джой сознательно делают парк развлечений похожим на компьютерную игру с открытым миром — Grand Theft Auto про Дикий запад — поднимая проблематику жестоких развлечений и попросту людского свинства. Роботы, само собой, олицетворяют любой угнетаемый класс на пороге революции.
Однако решив высказаться обо всем сразу, стопроцентно наговоришь кучу глупостей. Многие идеи «Мира Дикого запада» подаются в лоб, и Нолан по-прежнему не готов распрощаться с примитивным символизмом. Удивительным образом все это пока что работает. Скорее всего так будет продолжаться недолго, шоу увязнет в своих сюжетных линиях, ответы на вопросы будут нелепы и неудовлетворительны — вся история телесериалов не дает поверить в какой-либо иной исход. И все же как симуляция чего-то настоящего «Мир Дикого запада» пока что сделан так хорошо, что очень хочется на мгновение поддаться иллюзии.
Фотографии: HBO