СериалыКриминальная драма
«The Night Of»:
История одного убийства
Жертвой системы может стать каждый
даша татаркова
На HBO вышел новый сериал «The Night Of» — криминальная драма, основанная на британской антологии «Уголовное правосудие». В центре сюжета — история молодого человека, чья жизнь кардинально меняется за одну роковую ночь. Из прилежного студента, чья самая большая проблема — невозможность попасть вечеринку, он превращается в главного подозреваемого в жестоком убийстве. Рассказываем, почему этот детективный сериал не стоит пропускать, если криминальные истории вам по душе.
Хороший парень Назир из приличной американо-пакистанской семьи. Его родители — обычные трудяги: отец водит такси, мать работает в магазине. Сам он примерный студент, достаточно смышлёный, чтобы подрабатывать репетитором у игроков местной баскетбольной команды, отстающих от учебной программы. Одним вечером случайная встреча с незнакомкой приводит Наза в изолятор в полицейском участке. Позаимствовав без спроса машину отца, он отправился на вечеринку, до которой, правда, так и не доехал. Вместо этого взялся подвести загадочную девушку, которая очень просила отвезти её к открытой воде. Слово за слово, и вот они уже едят экстази на берегу Гудзона, едут к ней домой, пьют текилу, играют в опасные игры с ножом и занимаются сексом. Проснувшись, Наз находит девушку мёртвой, паникует, совершает несколько роковых ошибок и моментально превращается в главного подозреваемого в убийстве.
«Этой ночью всё как будто по-другому», — пророчески говорит Наз в самом начале сериала и даже не подозревает, насколько он прав. «The Night Of» служит наглядной иллюстрацией тому, как сильно может измениться жизнь всего за одну ночь, сотканную из серии совпадений и нелепых ошибок. Глядя на историю Назира, понимаешь это особенно ярко. Не сядь девушка к нему в такси, не желай он казаться круче, чем есть, не схвати он нож, который окажется орудием убийства, — скорее всего, это приключение закончилось бы обычным выговором родителей. Но опрометчивые решения приняты, а случившегося не исправить.
Яркий драматичный мини-сериал — обязательный пункт летней программы HBO. В прошлом году это был «Покажите мне героя» с Оскаром Айзеком, в этом — «The Night Of» с другой звездой Джоном Туртурро. Для такого гиганта, как HBO, погрязшего в масштабных проектах вроде «Игры престолов» или «Девочек», мудрое решение — оставить нишу для короткого драматического сериала. Самому каналу это идёт только на пользу: когда долгоиграющие истории с кучей персонажей и многоэтажным сюжетом надоедают, есть возможность выбрать что-то новое, что при желании можно посмотреть за один вечер. «The Night Of» оказывается как раз таким сериалом (правда, чтобы посмотреть его взахлёб, придётся дождаться, пока выйдут все серии). Даже если вам кажется, что все отличные криминальные шоу вы уже видели, для этого, определённо, стоит найти время.
«The Night Of» сделан в духе лучших британских и скандинавских детективов: мрачный, медленный, нарочно снятый в блеклых тонах с резкими тенями. Огромное внимание уделяется деталям: длинные планы царапин на столе, отражений и размытых огней ночного города. В этом смысле «The Night Of» смотрится как полноценный фильм с отличным сюжетом, просто разбитый на восемь серий.
Каждый последующий эпизод — упражнение создателей в кинематографе. Первая серия целиком рассказана от лица главного героя, так, как если бы он взялся изложить в деталях события той самой роковой ночи. Следующая смещает фокус на противостояние титанов: умного, но беспощадного детектива, и сердечного, но хитрого адвоката, берущегося за дело Назира. Затем зритель оказывается один на один с тюремной системой — и так далее. Каждая новая серия как снежный ком обрастает новыми смысловыми и жанровыми слоями, разгоняясь от медленной инди-драмы до ритмичного процедурала, в котором только успевай следить за поворотами сюжета.
Сюжет при этом здесь вовсе не линеен, а целиком крутится вокруг сложных, многогранных персонажей и их личной жизни. Не меньше времени, чем раскрытию преступления, уделяется экземе адвоката Джона, чья изматывающая болезнь становится буквальной метафорой его профессионального и личного положения в жизни. Эту черту героя, как и многие другие, создатели позаимствовали из британского сериала «Уголовное правосудие», на котором частично основан «The Night Of». Шоураннер английской версии Питер Моффат сам страдал от экземы, так что решил наделить героя, которого он придумал, особенностью, с которой знаком не понаслышке.
С американской стороны команда создателей тоже подобралась на славу. За сценарий ответственны писатель Ричард Прайс и сценарист Стивен Зеллиан, работавший над «Списком Шиндлера», «Бандами Нью-Йорка» и «Moneyball»; вместе с Джеймсом Маршем («Вселенная Стивена Хокинга») он также поделил кресло режиссёра. Все вместе они придумали, как превратить и так крепкую криминальную драму в выдающуюся и ещё больше актуализировать сюжет — создатели сделали главного героя мусульманином, ребёнком иммигрантов. Воздух «The Night Of» пропитан бытовым, подчас незаметным расизмом. Зритель неизбежно оказывается перед выбором: встать на сторону полицейских, которые видят в напуганном мальчишке без пяти минут террориста, или поддаться эмпатии и человечности к тому, кто сталкивается с притеснениями ежедневно.
Если вы любите детективные драмы вроде «Бродчёрч» или «Убийство», новый сериал HBO непременно придётся по вкусу. Это душераздирающая история одного преступления с настолько яркими и глубокими главными героями, что судьба каждого из них достойна собственного спин-оффа. Что выгодно отличает мини-сериал HBO от работ коллег по цеху, так это его ракурс. На фоне бесконечных шоу о бравых или не очень детективах, «The Night Of» успевает рассказать одну драматическую историю сразу с нескольких точек зрения и показать изнутри суровые, во многом порочные судебные и полицейские системы США. И главное — дать понять, что их жертвой может стать каждый, окажись он не в том месте, не в то время.
Фотографии: HBO