СериалыСовременная классика:
5 британских мини-сериалов на вечер
Политические интриги, детективы и любовная история
Текст: Василий Миловидов
В ВЫХОДНЫЕ ВЕЧЕРОМ, КОГДА СИЛ УЖЕ НИКАКИХ НЕТ, сложнее всего решить две ключевые вещи: что приготовить и что посмотреть. Чтобы долго не метаться, перебирая списки лучшего по жанрам, авторам или году, мы составили рецепт идеального отдыха за вас. Вот пять мини-сериалов, на которые не жалко потратить драгоценный вечер.
Шпион, выйди вон!
Tinker Tailor Soldier Spy, 1979
Экранизация шпионского романа Джона ле Карре и абсолютная классика британского телевидения, местные «Семнадцать мгновений весны». Джорджа Смайли, тихого вдумчивого старика и отставного зама управляющего британской разведкой, вызывают с пенсии и поручают искать советского шпиона среди коллег. Упоительно запутанный и местами дико смешной сериал с выдающимся выходом великого Алека Гиннесса в главной роли. Следом за ним было снято продолжение «Люди Смайли», также заслуживающее внимания. В 2011 году шведский режиссер Томас Альфредсон снял полнометражную версию «Шпиона» с Гэри Олдманом в главной и россыпью звёзд в остальных ролях — совсем другую по повадкам, но не менее выдающуюся.
На краю тьмы
Edge of Darkness, 1985
Одновременно циничный и полный идеализма шестисерийный триллер, главная телевизионная сенсация британских 80-х. Посреди серой и дождливой тэтчеровской Англии печальный йоркширский полицейский Рональд Крэйвен расследует убийство своей дочери, «зелёной» активистки. Вскоре герой с головой вязнет в правительственных и корпоративных заговорах вокруг ядерного оружия, а единственными его помощниками оказываются весёлый сотрудник ЦРУ и призрак мёртвой дочки. Сам же сериал из экологического триллера постепенно превращается в эзотерическую притчу — в финале, возможно, гибнет человечество, а герой становится деревом. Написал «На краю тьмы» классик британского телевидения Трой Кеннеди-Мартин, а снял будущий автор двух хороших «Бондов» и кучи всякой ерунды Мартин Кэмпбелл.
Большая игра
State of Play, 2003
Образцовый политический триллер, во многом запустивший карьеры большого сценариста Пола Эббота и режиссёра Дэвида Йейтса, вскоре снявшего несколько частей «Гарри Поттера». Репортёр газеты The Herald берётся расследовать загадочную смерть молодой девушки — сотрудницы и, как выясняется, любовницы его старого друга, заметного члена парламента. «Большая игра» снята без лишних изысков, но работает как часы и все шесть серий держит в напряжении. К тому же сейчас сериал вдвойне приятно смотреть из-за концентрации на экране знакомых лиц — главных героев здесь играют Дэвид Моррисси, Джон Симм, Билл Найи, а также ещё совсем молодые Джеймс Макэвой и Келли Макдональд. Также «Игру» переделали в довольно неплохой американский триллер с Расселом Кроу и Беном Аффлеком.
Багровый лепесток и белый
The Crimson Petal and the White, 2011
Отчаянная и заведомо обречённая на неудачу, но всё равно достойная внимания попытка втиснуть в четырёхсерийный сериал девятисотстраничный ревизионерский роман Мишеля Фейбера, автора «Побудь в моей шкуре». В Англии позапрошлого века не слишком удачливый наследник парфюмерного бизнеса Уильям влюбляется в девятнадцатилетнюю проститутку по прозвищу Конфетка, не по годам умную девушку, мечтающую выбраться с социального дна и стать писательницей.
Вскоре Уильям перевозит героиню к себе в дом, где у него спрятаны от внешнего мира безумная жена и обделённая вниманием дочь. Сомнамбулическая книжка Фейбера была стилизацией под викторианский роман, в котором неожиданно стало можно использовать обсценную лексику и откровенно писать про секс, и сериал по большому счёту успешно пытается передать его атмосферу. Героев играют очень хорошие Ромола Гарай и Крис О’Дауд, также на экране мелькает Джиллиан Андерсон.
Конец парада
Parade’s End, 2012
Экранизация важнейшей для модернизма тетралогии Форда Мэдокса Форда, адаптированная для экрана драматургом Томом Стоппардом. Стоппард по такому случаю вернулся на телевидение впервые за тридцать лет. История крушения эпохи на полях Первой мировой, рассказанная через жизнь одного человека. Кристофер Тидженс, успешный госслужащий и человек высоких моральных стандартов, живёт в несчастливом браке с ветреной и неверной женой Сильвией, растит не своего ребёнка и крутит платонический роман с бойкой суфражисткой Валентайн, но вскоре оказывается вынужден отправиться в окопы.
С первоисточником Стоппард обошёлся мастерски: выкинул никудышную четвёртую часть, ускорил повествование, не растерял умных мыслей и вытащил из потоков сознаний на первый план все шутки. В итоге «Конец парада» вышел редкой экранизацией важного романа, которая ничего не упрощает и подчёркивает все правильные места. В главных ролях Бенедикт Камбербэтч, Ребекка Холл и Аделаида Клеменс.
Фотографии: BBC