Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СериалыКто здесь власть:
Политические
маневры героинь
«Игры престолов»

Как женщины рулят делами в диких условиях

Кто здесь власть:
Политические 
маневры героинь 
«Игры престолов»  — Сериалы на Wonderzine

Вчера на канале HBO стартовал пятый сезон «Игры престолов», а накануне в сеть неожиданно утекли 4 его серии. Ходят слухи, что HBO запускают стриминговый сервис по образцу Netflix и во время тестирования что-то пошло не так. Как бы то ни было, оба события накалили интерес к одному из самых популярных современных сериалов до предела. Размышляем о его героинях, которые явно будут рулить главными событиями этого сезона.

Осторожно: материал содержит сюжетные спойлеры

дарья татаркова

«Кто сказал, что это должен быть мужчина?» — так звучит самая громкая фраза в трейлере нового сезона «Игры престолов». Разговор, разумеется, шел о претенденте на Железный трон. То, что героини с каждым сезоном становятся все сильнее и участся принимать себя, недавно отметила в интервью и исполнительница роли Дейенерис Эмилия Кларк. При этом сериал не раз обвиняли в женоненавистничестве, и как минимум изображенный в нем мир это заслужил: достаточно вспомнить, как Серсею взял силой ее брат рядом с телом ее убитого сына. Подобные эпизоды в мире «Игры престолов» происходят на каждом шагу и за прошедшие четыре сезона досталось каждой. Впрочем, дикий мир, в котором вынуждены жить герои и героини саги, только делает их сильнее.  Если, конечно, не убивает.

С каждым новым сезоном в «Игре престолов» именно женские персонажи всё больше выходят на первый план : пока мужчины гибнут от мечей и стрел, их подруги, дочери и соперницы направляют ход местной истории. Мир Джоржда Мартина агрессивен и патриархален, погряз в крови и подковерных интригах, напоминающих Средневековье: ни в одном из королевств женщины не могут официально добиться чего-либо в одиночку, но им это все меньше нравится. Вынужденные пока что существовать в тени мужчин или при их поддержке, они стараются извлечь максимум из подобного мироустройства, оказываясь на деле реальной властью.

 

Запад

Чем больше людей ты любишь, тем ты слабее

 

   

 

 

«Игра престолов» открывается сценой с Джейме и Серсеей: они обсуждают, успел ли покойный Джон Аррен рассказать кому-либо об их связи. Серсея осторожничает и боится за сохранность их общего секрета, в то время как ее брат куда более оптимистичен. В конце концов он никогда не хотел ответственности, нарочно выбрав Королевскую стражу, чтобы не быть политиком и лидером. Серсея, наоборот, всегда желала ровно той роли, которую отвел отец ее любимому брату — в гуще событий, на троне, у власти.

В псевдосредневековом мире Мартина поначалу кажется, что место женщины как будто исключительно подле мужа, и только в качестве декорации. Тайвин Ланнистер никогда не считал свою дочь более чем политическим орудием в своих руках, и очень зря. При случае он использовал ее как ему было угодно, выдав замуж за короля, чтобы распространить свое влияние и увидеть своих внуков на троне. Однако, не распознав острый ум в своей дочери, он совершил роковую ошибку. Кто знает, возможно, если бы Тайвин назначил именно дочь приближенной в своих политических интригах, он смог бы выйти из всей этой многоходовки победителем, а не мертвецом.

Серсея как будто бы однозначно отрицательный персонаж, однако хладнокровная эффективность королевы вызывает восхищение. Ее озлобленность во многом результат неуважения, которое направлено на героиню со всех фронтов (начиная с отца и заканчивая сыном) просто из-за того, что она женщина. При этом стоит понимать, что Серсея играет ключевую роль во всей истории, и не будь ее, не было бы ни сериала, ни книг. Трофейная и нелюбимая жена короля не теряла времени даром, пока он обжирался и развлекался с лучшими девушками борделей столицы, а раскидывала шпионскую сеть и анализировала информацию.

Серсея не просто сдирижировала смерть своего мужа — она обеспечила своим детям право на трон, к тому же выступив катализатором назревавшего конфликта. Раскованность Серсеи выходит далеко за рамки представлений о поведении королевы, она не считается ни с кем, кроме себя. Там, где Нед Старк руководствовался благородством, она прибегала к хитрости, выискивая свою выгоду. Именно Серсея косвенно повинна в смерти своего сына, поскольку именно она объявила охоту на трон открытой. Смерть короля, которого за глаза называли узурпатором, запустила борьбу за тот самый неудобный Железный трон, который после смерти последнего Таргариена, сидевшего на нем, оказалось так нелегко удержать.

 

 

Главная противница Серсеи сейчас — Маргери Тирелл. Юная наследница Хайгардена явно пошла в бабушку: эти две в своем коварстве ничем не уступают Серсее. Маргери движет ровно та же амбиция, что и пока-еще-королевой, но ее методы отличаются кардинально. Способность к эмпатии — огромное преимущество Тирелл перед Ланнистерами, и Маргери знает как использовать его себе на руку. Серсея всю жизнь защищала свою позицию, яростно сетуя на то, что она женщина, Маргери же, напротив, агрессивно использует свою женственность. Показательно, что и в случае этой семьи все надежды и реальные действия пали на плечи дочери, а не сына. Лорасу Тиреллу куда интереснее махать мечом, чем стоять у руля королевства. Все его политические амбиции ограничиваются отношениями с возлюбленным и по совместительству братом короля Ренли Баратеоном. Советы Лораса Ренли не привели ни к чему хорошему, после чего он раз и навсегда ушел в тень сестры.

Брак как оружие используют испокон веков, и клановая система Вестероса сильнейшим образом на нем завязана. Так, Маргери всё равно, за кого выходить замуж, для нее это работа, которую она выбрала сама — лишь бы брак был оружием в ее собственных руках. Маргери чувствует свою власть над ситуацией: показательно, как в самом начале она предложила Ренли пригласить в кровать собственного брата, если это гарантирует зачатие ребенка. Серсея чувствует, что теряет влияние над юным сыном Томменом, очарованным своей невестой. Маргери олицетворяет главную власть в столице на данный момент, поскольку она умеет повлиять на того, кто номинально в силе, вцепляясь в добычу намертво. Пожалуй, не будет сильным преувеличением предположить, что если борьба за трон дойдет до двух претендентов, то ими станут Дейенерис и Маргери. Последняя будет бороться до последнего, даже если для этого ей придется выйти замуж за самого чёрта.

Удивительным образом, самая непримечательная, на первый взгляд, героиня закулисных интриг Лиза Аррен обвела вокруг пальца всех, даже саму Серсею. Жизнь в солнечной столице не смягчила нрав Лизы, напротив, там она начала свою связь с Петиром Бейлишем и окончательно сошла с ума от его ухаживаний. Безусловно, Бейлиш лишь использовал героиню — не стоит забывать, что из двух сестер Талли он всегда любил другую. Муж Лизы — Джон Аррен — был Десницей короля, а его смерть стала шоком для всех, кроме нее: так Аррен и Мизинец начали свою многоходовку за власть в Семи Королевствах.

 

 

Воспользовавшись тем, что муж узнал тайну отцовства наследных принцев, Лиза его отравила. В тайном письме сестре она обвинила Ланнистеров, сделав вид, что сбежала из столицы, опасаясь их. Так она схлестнула Волков и Львов, выступив связующим звеном вражды двух домов, выжидая своего часа. Подчинив свои владения, доставшиеся от мужа, авторитарному контролю, она растила сына полностью зависимым от нее — кто знает, возможно, подсознательно, Лиза добивалась того, чтобы ни один мужчина не мог помешать ее планам с возлюбленным. Однако отчаянное безумие сыграло с героиней злую шутку, дав ей не только смелость совершить злодеяния, но и толкнув к смерти. 

Последняя героиня западных королевств сериала пока еще не успела себя показать, но именно она станет представителем клана Мартеллов в плеяде сильных женщин в новом сезоне. Незаконнорожденная, а потому носящая имя Сэнд, Эллария была возлюбленной Оберина — и после его смерти ею движет исключительно жажда мести. В Дорне к незаконнорожденным детям куда более доброжелательное отношение, а многочисленные дочери принца Мартелла вне брака были прозваны «Песчаными змейками».

В Элларии как будто бы отражается история с Сансой и Серсеей: Сэнд также ненавидит юную Мирцеллу Ланнистер, обещанную самому юному дорнскому принцу. Она призывает правящего принца Дорна Мартелла выступить с войной против Ланнистеров, но тщетно. После смерти Оберина Эллария полна гнева, она грозит Дорну, что «Змейки» встанут на ее сторону. В героине чувствуется сила, которая может в очередной раз кардинально развернуть события для всех. В книгах большую роль играет принцесса Арианна Мартелл, планирующая посадить на трон Мирцеллу, однако, появится ли она в сериале, пока непонятно.

 

Север

 

Кейтилин, выйдя замуж за Старка, стала стойкой под стать северу: ее не подкосило ничто — ни смерть мужа, ни трагическое происшествие с одним из младших сыновей. Жене и матери Старков пришлось привыкнуть к тому, что зима близко даже в разгар лета, так что когда пришла война, она была к ней готова. Когда Бран потерял способность ходить, она мечтала только об одном — отомстить тем, кто в этом виновен. Кейтилин всегда руководствовалась интересами своих детей, однако именно ее попытки спасти родных привели практически всю семью к гибели. Печальная ирония состоит в том, что хотя она и является полной противоположностью своей сестры, добрые намерения привели Кейтилин туда же, куда и Лизу — прямиком в ад, оставив после себя выжженное поле.

Благородство и стойкость Кейтилин обернулись против нее: решения героини одно за одним лишь уводили с верного пути. Она не побоялась практически в одиночку отправиться в Королевскую Гавань, однако ее вмешательство стало для мужа Неда Старка роковым. Сама того не понимая, Кейтилин заставила его доверять Мизинцу, который планировал их уничтожить с самого начала. Не смогла она и предотвратить смерть старшего сына, но хотя бы помогла ему достойно драться за свою землю. Плен Тириона и вовсе стал последним гвоздем в ее гробу. Неудивительно, что, восстав из мертвых, Кейтилин отправится мстить. 

После того как так или иначе все мужчины клана Старков оказались сброшенными со счетов, именно дочери семьи Старк Арья и Санса становятся важной движущей силой. За пять сезонов из наивных девочек они превратились во взрослых и умных женщин, именно их решения станут одними из важнейших в будущих событиях сериала. Арья отправляется тренироваться с безликими, и можно не сомневаться — от ее руки падет не один враг. Санса же, хотя и находится под влиянием Петира Бейлиша, наконец-то учится логически мыслить, и трезвый взгляд на вещи и близость к одному из ключевых игроков делают ее всё опаснее и влиятельнее.

 

У меня вместо сердца дыра. Я убивала уже много раз. Могу тебя убить, если хочешь

 

   

 

 

Обширный север Вестероса чуть ли не больше остальных королевств вместе взятых, так что даже крошечное владение в нем может обладать силой. Железные острова пусть и совсем небольшие по сравнению с любым другим владением Старков, однако гордость их жителей не сломить никому. Грейджои, разместившиеся на отвесном Пайке, всегда славились своей задиристостью и нежеланием подчиняться. В качестве залога покорности наследник был отправлен в плен к Старкам, и хотя там Теона воспитывали как родного, для Бейлона Грейджоя он перестал существовать.

Лишившись сына, отец сурового семейства переложил все свои ожидания на Яру. Дочь Грейджоя ничем не уступает любому мужчине на борту корабля: ее уважают строптивые угрюмые моряки, она командует флотилией так же естественно, как это сделал бы ее отец. Последний мечтает, чтобы она унаследовала его место, став королевой Железных островов. При всей своей жесткости Яра всё еще считает Теона своим братом, хотя тот и сам выкопал себе яму. Не дожидаясь ничьей помощи, она отправляется спасти его, что, бесспорно, ей бы удалось, будь ее противником кто угодно, только не психопат Рамси Сноу. Яра — настоящая воительница, которой подвластны самые непокорные жители Вестероса, и можно не сомневаться, что именно она будет ими командовать, когда придет их время сыграть свою роль в битве льда и пламени.

В книгах Яру Грейджой на самом деле зовут Аша, однако создатели шоу решили ее переименовать — скорее всего, чтобы зрители не путали ее с дикаркой Ошей. Смелости и свободолюбия Оше тоже не занимать — в этом отношении жители Железных островов больше остальных похожи на дикарей из-за Стены. Там, где зима никогда не кончается, нет господ и приличий, а женщины такие же бесстрашные и искусные воины, как и мужчины — в противном случае им долго не протянуть. Дикарки вроде Оши или Игритт могут постоять за себя и пустят любому стрелу в глаз, кто посмеет высмеять их за то, что они «бабы». Хотя сюжетно эти две женщины не связаны, поневоле они оказались вовлечены в судьбу дома Старков.

Оша, однажды пойманная недалеко от замка и взятая в качестве слуги, после разрушения Винтерфелла стала настоящим другом Брану и Рикону, помогая на пару с Ходором спасти мальчиков. Она знает, какая беда грядет из-за Стены, но всё равно помогает им двигаться на север. Когда приходит время разделиться, именно она берет под опеку Рикона, последнего из законных Старков, не связанного обязательствами. Пока их судьба неизвестна, но, скорее всего, они благополучно добрались до Последнего Очага под защиту лорда Амбера.

 

 

Игритт, к сожалению, в отличие от Оши не пережила своей встречи со Старком — ее погубила любовь к бастарду Сноу. Однажды заступившись за Джона, который не смог ее убить, она невольно выдала ему кредит доверия среди остальных дикарей. Хотя Сноу до конца никто не верил во вражеском для него лагере, дикари достаточно ослабили свое внимание, чтобы не только оставить его в живых, но и позволить ему уйти. Отчаянная и смелая Игритт больше всего ценила свою свободу как женщина, насмехаясь над обычаями юга, где ей бы и слова не дали сказать. Именно благодаря ей Сноу не просто выжил по ту сторону Стены, но и не умер во время осады Черного замка.

 

Восток

 

Восток по отношению к Семи Королевствам огромен — это весь материк Эссос и земли, еще не попавшие на официальные карты вселенной «Игры престолов». Безусловно, главная сила сейчас там в руках у Дейенерис, матери драконов и освободительницы рабов. Ее власть — самая заметная: за время сериала Дейенерис превратилась из тихой забитой девочки в самую опасную королеву мира «Игры престолов». Она с самого начала стала феминистской иконой Вестероса, настоящее воплощение «girl power» мира фэнтези. К тому же ее наследие дает о себе знать, поскольку помимо реальной власти над драконами (даже если на время ей суждено пошатнуться) и невосприимчивости к огню, в Дейенерис течет по-настоящему царская кровь.

Наследница древнего государства Валирия, пять тысяч лет назад правившего на побережье Эссоса и процветавшего благодаря магии, Дейенерис как будто буквально чувствует свое происхождение. Вопреки своему начальному нежеланию быть правительницей, она довольно быстро обретает силу и уверенность. Развитие персонажа происходит стремительно: еще несколько серий назад она робко смотрит исподлобья — и вот уже вгрызается в лошадиное сердце.

При этом сложно не признать, что именно из-за Дейенерис Дрого постигла такая печальная участь. По наивности она поверила знахарке, вызвавшейся лечить, а затем и воскрешать ее мужа-кхала. Эта ошибка стоила героине не только мужа, но и неродившегося сына. Однако своими действиями Дейенерис, вторя Серсее на западе, запустила ход событий на востоке. Не будь смерти кхала — она не обрела бы своих драконов, которые, словно путеводная нить, повели ее навстречу настоящей власти. Благодаря им она увидела свое будущее и услышала пророчества, в которых зашифрована судьба всего мира. Драконы помогли героине обрести армию и покончить с режимом работорговцев.

Сейчас Дейенерис боится всё побережье, как когда-то боялись ее предков. Разница лишь в том, что в ее случае всё держится на ее «детях», вышедших из-под контроля, и непоколебимой вере в правое дело. До нынешнего момента все ошибки молодой королевы, которых было немало, сглаживались только благодаря ее уверенности, но, кажется, пришло время ей пошатнуться. Фанаты предполагают, что именно Дейенерис — напророченный Воин Огня, а не Станнис, и что именно она спасет мир. Тем не менее влияние королевы Таргариен начинает слабеть, а ее драконы, вышедшие из-под контроля, — метафора власти, утекающей сквозь пальцы. Очевидно, что сложности эти временные и сама Дейенерис всегда найдет силы начать с начала и взять то, что принадлежит ей по праву рождения.

 

Не тот враг страшен, кто проклинает тебя в лицо, а тот, что встречает тебя улыбкой и точит нож, когда ты поворачиваешься спиной

 

   

 

 

Другая всепобеждающая сила приходит из Края Теней. С другой стороны света направляет события еще одна женщина, чья вера в свое дело и правоту непоколебимы и которую толкает вперед ее одержимость. Красная жрица Мелисандра родом из города Асшая, расположенного далеко на востоке вымышленного мира. Мало кто на западе знает, что именно там происходит, но что мы знаем наверняка, так это то, что там поклоняются Владыке Света Р’глору, чье почитание широко распространено на соседнем с Вестеросом материке и во славу которого устраивают жертвоприношения.

Амбиции Мелисандры двигают целую армию так, что повелевающий ею остается уверен в том, что он делает это по собственной воле. Показательно, что в мире Мартина именно женщины в первую очередь ассоциируются с магией, которая, очевидным образом, пронизывает этот мир. Помимо жриц, различные колдуньи своими силами направляли разных персонажей, как это было с Серсеей. После предсказания она всю свою жизнь посвятила тому, чтобы оно не сбылось.

Мартин признаётся, что религия Мелисандры была по большей части вдохновлена зороастризмом. Последователи веры в Красного Бога считают, что лишь огонь может очистить всю землю и спасти от Великого Иного, несущего смерть и холод. При этом жрицы религии бога Р’глора обладают реальной магией. Они верят, что бог сквозь них воскрешает людей и несет свои послания. Мелисандра, как и другие жрецы, может видеть в огне предсказания, будто посланные Повелителем Света. Так, она увидела Станниса в битве против Врага, решив, что он и есть воплощение легендарного воина Азора Ахая, которому суждено спасти мир.

Убежденность жрицы в том, что она нашла своего победителя, быстро прокладывает ей путь, чтобы стать не только правой рукой претендента на трон, но и его любовницей. Она использует свою харизму, свое тело и свою магию, чтобы уничтожить противников, как это было с Ренли, и подсказывает, в какие битвы ему ввязываться. Станниса как одного из участников противостояния за власть и вовсе не было бы, если бы не Мелисандра и ее умение убеждать. Реальная цель жрицы во всём этом до конца еще не ясна, но очевидно, что она будет использовать единственного оставшегося в живых Баратеона и его армию, чтобы преследовать свои видения в попытке одержать победу над неким Злом, угрожающим ее миру.

 

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться