СериалыПочему нужно смотреть ситком-сказку «Галавант» прямо сейчас
Смешной мюзикл про Средневековье, где все не жили долго и счастливо
Начинать год проще всего с легкого сериала, без претензии на запутанный сюжет или даже малейшую серьезность, но зато с неплохим набором актеров и достаточной степенью безумия. «Галавант» кажется одной из самых веселых новинок года в принципе, даже при условии, что 2015-му пока всего пара недель. Это дурацкий мюзикл про рыцаря-неудачника с нелепыми шутками и издевками над романтическим Средневековьем и сказочным сюжетом — рассказываем, почему всё это стоит увидеть своими глазами.
дарья татаркова
1
Создатели. Сериал придумали люди, ответственные за музыку и магию «Диснея». Исполнительные продюсеры Алан Менкель и Гленн Слейтер стоят за всеми нашими любимыми песнями из полнометражных мультфильмов от «Русалочки» до «Рапунцель». Над последней оскароносные Менкель и Слейтер трудились вместе с Дэном Фогельманом, а после решили снова собраться, чтобы написать что-то для живых актеров, — и так получился «Галавант». Отлично сработавшиеся композитор, режиссер и автор текстов составляют ударную команду, которой, правда, еще предстоит освоиться в мире игровых сериалов, кардинально отличающемся юмором от мультипликации. Впрочем, Фогельман неплохо смыслит в комедии: это он написал сценарий для отличного «Crazy, Stupid, Love». Фогельман вообще любит высмеивать в своих фильмах родственников, так что и в «Галаванте» вставил шпильку своим еврейским родителям, придумав одному из персонажей похожее происхождение. Оммаж своим личным переживаниям привычный прием, но здесь, правда, не слишком ловко использованный — уж слишком топорно выглядят еврейские шуточки в средневековых декорациях без какого-либо намека на адаптацию к сериальным реалиям.
2
Актеры. Бывшая футбольная звезда, а ныне актер, специализирующийся на героях с суровой внешностью, Винни Джонс стал негласным символом сериала. Создатели на пару с самим Джонсом нарочно издеваются над его амплуа сурового мужика, делая его персонажа максимально комичным. Здесь он не то чтобы постоянно спотыкается или выделывает еще какие-то неловкости — скорее, ведет себя карикатурно, так что его глуповатое злодейское поведение выглядит настолько гротескным, насколько это возможно.
Тимоти Омандсон, играющий Ричарда — самого плохого короля всех окрестных владений, — другая невероятная удача сериала. Ричард прекрасен в своей отсталой жестокости и сопливой нежности. Завязка, при которой чувствительный, но еще в детстве травмированный персонаж вырастает в раскаивающегося тирана, нарочно опущена. Король бесподобен в своем манерничании и отчаянном желании быть любимым стервозной королевой, только вот за геноцид населения Валенсии он в принципе раскаяться не способен: все-таки для этого нужно быть как-никак человеком, а не комедийным персонажем.
3
Издевка над классическим сюжетом. «Галавант» не взрослая сказка, и даже не сказка для взрослых. Это самый настоящий ситком-мюзикл для тех, кто любит при просмотре серьезных сюжетов ворчать: «и откуда у него такие белые зубы, тогда и зубных щеток-то не было!» Все ваши претензии учтены и возведены в квадрат. Снежный ком неуместностей — вот лучшее описание того, что здесь происходит. Благородный рыцарь воняет, принцесса готовит подставу, дева в беде выбирает злого короля (а также деньги и славу), темнокожий оруженосец происходит из средневековой еврейской деревни неподалеку от Валенсии, а злой король просто умственно отсталый подкаблучник. Ручка постмодернизма здесь выкручена до предела: главный герой шоу настольно же картинный, насколько и скучный, так что вместо того, чтобы находиться в фокусе истории, он лишь заставляет зрителей закатывать глаза.
4
Все поют. Плюс только для тех, кто хочет, чтобы на экране все пели, — для остальных, подчас даже самих персонажей — главная причина больше никогда не думать о «Галаванте». Будет справедливо сказать, что песни в сериале могли бы быть сильно лучше. С другой стороны, они хороши как минимум своей простотой. Все музыкальные номера совсем не напоминают тщательную работу над любой диснеевской сказкой, а выглядят, скорее, черновиками. Многие любят в хорошем настроении спеть о том, как они жарят яичницу, пока готовят себе завтрак: по степени продуманности слов и их созвучности с музыкой всё именно так и происходит в «Галаванте» — вдохновенно, но не слишком отточенно. Такой подход, определенно, не портит сериал, но существенно снижает градус: кажется, что создатели нарочно не лезли из кожи вон, чтобы музыкальные вставки не слишком контрастировали с посредственным сюжетом. Принимая во внимание всё вышесказанное, скоро вы все равно будете напевать заглавный мотив, который застревает в голове не хуже «Черной гадюки».
5
новые серии выходят парами. Современная гибкость форматов помогает сериалу выбирать максимально удачную форму показа. «Галавант» выходит получасовыми сериями как ситком при этом по два эпизода за раз. Незатянутость сюжета каждого выпуска не позволяет зрителю заскучать, при этом количество информации оказывается достаточным, чтобы удовлетворить аппетит до следующей недели. Идеальный формат двухчастной серии помогает завуалировать общую слабость сюжетного развития. Очевидно, что шоу задумывалось с максимальной простотой в основе, на которую можно было бы бесконечно надстраивать шутки, камео приглашенных актеров и юмористические вставки, вот только качество последних сильно скачет от раза к разу. Непоследовательность в количестве и качестве вбрасываемой текстуры заставляет сюжет, не приспособленный для этого, тащить на себе весь сериал. Однако с каждой серией «Галавант» потихоньку раскачивается, так что вторая половина шоу, скорее всего, окажется куда лучше первой.
6
Женщин тут не нужно спасать. Чего здесь точно нет — и за что отдельное спасибо создателям, — так это классической девицы в беде. Обе героини здесь смеются над предлагаемыми стереотипами и ведут себя так же плохо, как и мужчины. Похищенная красавица оказывается настоящей стервой, в лицо говоря прибежавшему ее спасать Галаванту, что она тут подумала и жизнь королевы во дворце куда приятнее рая в шалаше. Чем дальше — тем хуже: красавица крутит королем как хочет, изменяет ему с красавцем-шутом, который не смеет ее ослушаться (как только он это сделает, ему не поздоровится), и ведет себя, прямо скажем, не по-королевски. Принцесса Валенсии тоже не так проста. Она, конечно, пришла к рыцарю-герою с просьбой о помощи, вот только он всё никак не расслышит в ее песнях, что она просто использует его, чтобы спасти родителей. Изабелла Мария Лючия Элизабетта Валенсийская прекрасно фехтует, остра на язык и делает напыщенного Галаванта куда более сносным.
7
Монтипайтоновский юмор. «Галавант» работал бы идеально, будь это мультфильм: героям подчас не хватает возможности выкрутить смешной момент до предела, как в каких-нибудь «Гриффинах». Наследие «Монти Пайтона» налицо, хотя, конечно, сериал рано ставить в один ряд с великими. Абсурдные шутки, ставшие нормой, в «Галаванте» на своем месте — их ждешь, и они при этом не разочаровывают. Шоураннеры стараются позволить себе больше: Винни Джонс всё время матерится (пусть мат и запикан) и называет королеву непечатным словом, пока король без доли смущения заявляет шуту, что куда веселее было бы «отрезать тебе лицо и пришить его наизнанку».
Сериал утягивает на дно неравномерный темп сюжета, не сочетающийся с тоном, заданным в трейлере. Блиц-прокрутка самых смешных моментов работает прекрасно, так что ускорься сценарий самого сериала еще немного, возможно, стало бы еще смешнее. Тем не менее это, определенно, ситком нового поколения: развязный, смешной, эксплуатирующий современные сюжеты и проблемы. У короля, добивающегося королевы, и ее нежданного спасителя Галаванта беды современных людей: бедняга-король пытается то развить чувство юмора, чтобы понравиться Мадалейне, то стать более мужественным — только все без толку. Галавант побаивается, что достиг пика своей рыцарской карьеры, но преодолевает героический блок, на который он наткнулся после того, как его оставила любимая, и пытается идти дальше. И, как всегда, нелепость наших страданий выступает четче, как только оказывается окружена неожиданным контекстом. Сложно представить, что подобное могло бы происходить во времена рыцарства, — но выглядит всё тем не менее очень и очень весело.