СериалыПочему нужно смотреть сериал «Outlander»
прямо сейчас
Шотландцы в килтах, феминизм, открытые раны и откровенные сцены
Этом летом телеканал Starz решил запустить собственный масштабный проект с оглядкой на успех «Игры престолов» — «Outlander». Экранизация серии романов Дианы Гэблдон о попавшей в чужое время англичанке и ее выживании в суровой Шотландии моментально собрала множество положительных отзывов, а шоу уже продлили на второй сезон. На настоящий момент вышло 5 серий — пока будете их смотреть, как раз выйдут оставшиеся три, так что сейчас приниматься за него самое время — в России его уже можно смотреть на Sony Entertainment Television по пятницам. Рассказываем, чем так хорош «Outlander», сериал о медсестре и просто сильной женщине Клэр, преодолевшей два века назад в прошлое, чтобы найти новую жизнь после войны.
Дарья Татаркова
1
Можно окончательно расстаться с впечатлением, что Шотландия — скучная серая страна. «Outlander» сразу бросает нас в местные красоты: замки, руины, леса, поля, мегалиты, горы, холмы, лесные речушки — все это как будто сошло со страниц «Властелина колец». Крупные планы и правда иногда напоминают величайшее фэнтези всех времен, на чем, правда, сходство не ограничивается. Многие верят, что Толкин черпал вдохновения в гэльской культуре, и тут она разворачивается во всей красе: в природе, музыке, традициях, людях и языке. Мелодии двадцатого века постоянно прерываются то бодрой, то заунывной волынкой, которая совершенно не раздражает, а только помогает глубже погрузиться в происходящее. Композитор Беар МакКрири, отвечавший за музыку в «Звездном крейсере „Галактика“», специально для сериала адаптировал любимые им фолк-мотивы.
2
Если вы считаете, что мужчина в юбке — это смешно, подумайте дважды: хайлендеры шоу суровы, бородаты, боевиты, и да, носят нечто похожее на юбку, отчего выглядят только мужественнее. Килты при этом — это не легкомысленная юбка школьницы в клеточку, а гигантский шерстяной плед, который можно и на плечо повязать, чтобы показать цвета клана, и надеть как одежду или же согреться им, завернувшись в холодную ночь — воистину гениальная вещь. Конечно, поскольку это все-таки сказка, у шотландцев здесь очень романтизированный образ, ассоциируемый с временами якобитского восстания, когда кланы в числе прочего пытались вернуть себе известную долю независимости. Храбрость и благородство, завуалированные скабрезными шутками на певучем гэльском, присущи, конечно, им, а не их противникам англичанам — тем куда ближе изнасилования и жестокие наказания.
3
«Outlander» — это сериал не про одну историческую эпоху, а про целых две. Благодаря невольному путешествию во времени главной героини, нам дают почувствовать вкус того времени, из которого она переносится. Клэр — медсестра после Второй мировой; сериал открывается окончанием войны в 45-м и дает представить, как могла бы сложиться ее жизнь, останься она в двадцатом веке — элегантные поездки на машине среди болот продлятся, правда, недолго. Первая серия показывает почти современные 40-е, где в воздухе витает облегчение, а старомодность накладывается на технологические достижения и социальные изменения, которые неизбежно повлекла за собой война. Основное действие, конечно, разворачивается в восемнадцатом веке: можно наконец-то разобраться, кто такие эти якобиты, про которых нам рассказывали на давно забытых уроках истории. Происходит все до сражения при Каллодене — финального противостояния в рамках второго якобитского восстания, с которым клановый уклад жизни шотландских горцев пойдет на спад.
4
Главная героиня сериала Клэр Бичем Рэндалл (или Бошам, если угодно) не просто образцовая женщина после войны. То, что ее муж называет упрямством, на самом деле сила характера, которой можно позавидовать даже в наши эмансипированные времена. Ей совершенно чуждо ханжество, она знает, что, когда и как она хочет в жизни. Клэр увлекается ботаникой и умеет лечить не хуже иного полевого врача; за время войны через ее руки прошли тысячи жизней. Когда в двадцатом веке Клэр хотела обрести потерянную семейную жизнь, она взяла дела в свои руки. В восемнадцатом же она не надеется ни на кого, кроме себя, пытаясь спланировать свой побег. При этом она дает отпор нахальным шотландцам, совершенно не цепляясь за роль слабой женщины и не прячась за юбками. Клэр ругается, выговаривает бородатым мужикам за их неумение потерпеть, пока обрабатывают раны, и не боится говорить без обиняков — она не просто терпит происходящие с ней ужасы, она борется, показывает характер и вызывает уважение даже у мужчин, привыкших, что место женщины — на кухне.
5
Секс, что в романе, что в сериале, стал очень важной частью рассказа о независимости главной героини. Клэр в первой серии прямо говорит, что пока у них с мужем, после пяти лет порознь во время войны, есть возможность возвращаться друг к другу в постели, — она уверена, что они смогут снова обрести понимание. Идея для двух взрослых, но травмированных людей на самом деле здравая. Даже сейчас, в двадцать первом веке, взрослые люди порой не знают, как вести себя друг с другом, когда дело доходит до секса после долгого эмоционального перерыва. Критики и зрители особенно хвалили сцену, где героиня аккуратно, но вполне конкретно объясняет мужу, что и как именно ему нужно сделать, — и это отличный феминистский штрих к и без того независимому образу героини, показывающей, что она находится абсолютно на равных со своим мужем.
6
«Outlander» оказывается еще в большей степени нефэнтези-фэнтези, чем «Игра Престолов», прославившая такой подход. Без огромного коммерческого успеха второго сериала «Outlander», возможно, никогда бы и не случился — так что спасибо HBO, проложившему дорогу другим телеканалам. Все фэнтези здесь сводится к собственно путешествию во времени и завораживающему мистическому танцу друидок — в остальном же это именно историческая драма, с большой долей реалистичности и романтизма. Неприятных, откровенных или же натуралистичных сцен сериалу не занимать: тут и разодранные кишки, и голый зад лэрда замка, чудовищные шрамы на всю спину главного героя и постельные сцены такие, какими их хочется видеть. Во всем этом нет провокации, сериал, скорее, придерживается того духа реализма, что неразделим с хорошим рассказом истории о более древнем времени: никаких аккуратных причесок и красивых воинов (окей, кроме одного) — только грязь, разодранные колени и умывания из тазика.
7
Шотландский язык и шотландские акценты — отдельное удовольствие, и здесь их — на любой вкус. Неискушенный зритель за пределами Шотландии вряд ли различит речь хайлендера от лоулендера, так что можно просто наслаждаться их прекрасным говором, щедро, но не слишком, чтобы оставаться понятным, сдобренным гэльскими словечками. Сцены на шотландском специально не переводят — так зритель оказывается в том же положении, что и главная героиня.
8
Автор сериала — Рональд Д. Мур, перепридумавший «Звездный крейсер „Галактика“», культовый в гик-комьюнити сериал, а также работавший над «Звездным путем». Мур и сам бы неплохо сошел за горца, может, отчасти поэтому ему удалось убедить Гэблдон дать ему возможность заняться экранизацией книг. Автору не раз предлагали сделать фильм, однако согласилась она только на сериал — во многом после личной встречи с самим Рональдом Муром.
9
Для тех, кто подсядет на сериал, но не сможет долго ждать выхода нового сезона, есть хорошие новости. Поскольку шоу сделано по книгам Дианы Гэблдон, можно после первого сезона начинать читать всю серию, чтобы узнать, что было дальше. Первая книга, страшно представить, вышла больше 20 лет назад, всего же книг (пока) 8. Поклонников у серии не меньше, чем у «Игры престолов» или Гарри Поттера, хотя у нас они и не пользуются такой бешеной популярностью. Гэблдон написала первую книгу в качестве писательского упражнения, в итоге вся эта история определила ее писательскую карьеру. Эта экранизация — один из тех редких случаев, когда даже ярые фанаты книги довольны результатом, притом что как сериал все выглядит крайне цельно.
10
Главные герои сериала, Клэр и Джейми, очевидным образом нравятся друг другу, однако ни автор книг, ни создатели сериала не перегибают палку в их отношениях. Клэр не кидается в объятия горячего кудрявого шотландца при первой возможности, хотя таких уже и было немало, — как бы нам того ни хотелось. Их герои ведут себя, скорее, как настоящие люди, а не персонажи фанфикшена, чем вообще легко согрешить при написании исторического романа с важной любовной линией. Нам хочется верить, что они все же будут вместе, но только после того, как разрешат свои важные внутренние проблемы, и уж точно не в ущерб принципам.
11
«Outlander» — это во многом сериал про отношения мужчин и женщин, их социальные роли, а также о том, может ли современная женщина сохранить свою независимость в любых обстоятельствах. Эмоциональные и гендерные различия гипертрофированы в глазах чужестранки из другого времени, однако их извечная суть не меняется. При этом здесь красивый герой не спасает условную «принцессу», а ровно наоборот — сильная женщина решает, стоит ли ей поступиться своей гордостью и честью ради каких-либо целей.