СериалыСветлая память:
Любимые мультсериалы
детства, часть II
«Скуби-Ду», «Крутые бобры», «Сейлор Мун» и другие детские guilty pleasures в воспоминаниях очевидцев
На днях стало известно, что взрослые фанатеют от мультфильма про Скуби-Ду не меньше детей. Маркетинговая компания Viral Spiral провела исследование и выяснила, что 23% опрошенных молодых родителей любят тайком посмотреть «Скуби-Ду», потому что сериал напоминает им о детстве. В число ностальгических guilty pleasures также вошли «Том и Джерри», «Губка Боб — квадратные штаны» и «Клуб Микки Мауса».
У многих из нас еще нет детей, но при упоминании мультфильмов, на которых мы часами залипали перед телевизором, будучи детьми, у любого защемит сердце. А если заговорить о том же «Скуби-Ду» в компании, то многочасовой ностальгический спор гарантирован. Как и в случае с аналогичной серией материалов про любимые ТВ-шоу детства, мы решили почтить память любимых мультсериалов. В первой части были воспоминания очевидцев про «Черепашек-ниндзя», «Утиные истории» и «Чудеса на виражах». Во второй — рассказываем про «Сейлор Мун», «Бивиса и Баттхеда», «Дарью» и еще шесть мультиков.
катя биргер
Сейлор Мун
Sailor Moon, 1992-1997
Японский сериал про группу школьниц-воинов, которые постепенно открывают в себе супергеройские способности и противостоят вселенскому злу.
Дарья Татаркова
переводчик
Я очень люблю аниме. Оглядываясь назад, я понимаю, что моя любовь к нему зародилась как раз в то время, когда по телику показывали «Грендайзера» и «Сейлор Мун», и любимые жанры у меня поэтому тоже соответствующие: меха и сёдзё (если по-простому, сёдзё — это аниме для девочек). Роботы и отношения. «Сейлор Мун», конечно, не типичное сёдзё: тут кроме романтики есть и битвы, и упор на дружбу, а не только любовь Усаги и Мамору (в отличие от манги, кстати). «Сейлор Мун» прекрасна, потому что там есть все: и серьезные серии, и романтические моменты, и дурацкие гэги, говорящие коты, истории про дружбу, самопожертвование и доброту. А также множество сильных женских персонажей — настоящий рай для самоидентификации, если не считать противную Тиби-усу, конечно. В детстве, когда мы с подружками решали, кто из нас есть кто в «Сейлор Мун» (все так делали, признавайтесь), мне всегда доставалась нерд Сейлор Меркурий, но я тогда мечтала стать врачом и была только рада. У меня даже были фигурки Сейлор Меркурий и самой Сейлор Мун, они всегда стояли у меня на письменном столе, но куда-то пропали. Сейчас «Сейлор Мун», видимо, переживает ревайвл, но у меня с подругой детства любовь к ней никуда не уходила: мы периодически кричим: «Лунная призма, дай мне силу!» — и машем руками. Она недавно зашла ко мне и сказала: «Сейчас я поставлю тебе свой новый звонок, только не визжи громко», — там, конечно же, стоял опенинг из «Сейлор Мун». Негромко не получилось. До сих пор помню всю музыку оттуда и как, будучи уже старше и смотря повторы, надеялась на то, что сегодня показывают две серии подряд и я попала на первую. Если многие сериалы и мультфильмы из детства становится тяжело пересматривать теперь, то к «Сейлор Мун» это точно не относится.
Космические спасатели
лейтенанта Марша
Exosquad, 1993-1994
Фантастический мультсериал про противостояние людей и неосапиантов — новой расы, которую люди сами и вывели, а затем долгое время обращались с ее представителями как с рабами.
Марат Кузаев
журналист
В 1996 году, когда на ОРТ показывали «КСЛМ», я пошел в первый класс. Наверное, крутили его весной, потому что в памяти отпечаталось, как я просил маму забрать меня поскорее из садика: мультик поставили в дурацкий дневной таймслот для школьников. Тогда я и слова такого не знал и многого не считывал в «Спасателях», но, кажется, именно это шоу заронило в душу искреннюю любовь к ТВ.
Для мальчишек лучшего шоу не придумать. В нем отважные ребята с невозможными прическами летают в экзоскелетах-мехах, спасают человечество, колонизируют Солнечную систему, дружат, любят, мечтают. Кто там хороший, а кто плохой, сомневаться не приходилось, но героические сюжеты все же были с двойным дном: с нацистами (огромными синими неграми из пробирок, которых вывели для работы в марсианских рудниках) в тамошней войне миров сражались рабовладельцы. «КСЛМ» появились как раз тогда, когда идея политкорректности почти стала общим местом в Штатах, но еще не совсем. Этот мультфильм учил, что надо уважать непохожих на тебя, но если те обнаглеют, то ты вправе надавать им по ушам.
Вскоре победил принцип лицемерного заискивания перед меньшинствами для отвода глаз, и, наверное, поэтому «Спасателей» закрыли после второго сезона, с тяжелым клиффхэнгером в конце. Это был суровый урок для начинающего зрителя. И мне почему-то хочется верить, что все остальные сериалы я смотрю затем, чтобы узнать, как же сложилась судьба лейтенанта Марша, Марселы, Нары, Бронски.
Мыши-рокеры с Марса
Biker Mice from Mars, 1993-1996
Многосерийная история про троицу мышей-мотоциклистов, эмигрировавших на Землю (в Чикаго) с Марса, подальше от злодеев-плутархийцев, разоривших их родную планету.
Иван Сорокин
ученый
Один мой большой друг еще в довикипедийные времена очень обрадовался упоминанию «Мышей-рокеров» в случайной дискуссии в LiveJournal: ему какое-то время казалось, что этот сериал существует только в его голове. При ближайшем рассмотрении мультфильм действительно кажется похожим на наваждение: будто кто-то собрал добрую дюжину стереотипов, связанных с культурой 90-х, в одном месте, а потом разбавил это диковатым сюжетом. Впрочем, 10-летнему человеку на все это, разумеется, плевать: мускулистые мыши — классно; мотоциклы — классно; лазеры пиу-пиу — классно; кожаны и очки-авиаторы — классно; имена Дроссель и Чарли Дэвидсон (о боже) — супер-дупер-классно. Сейчас это шоу, конечно, интересно в большей степени как артефакт (не зря ремейк семилетней давности более-менее провалился), причем характеризующий не только середину 90-х, но и тот странный период, когда каждому третьему мультипликатору хотелось придумать своих «Черепашек-ниндзя». Конкретно эту попытку никак нельзя назвать удачной, но разве можно искренне ругать сериал, где пара злодеев названа в честь видов сыра?
Бивис и Баттхед
Beavis and Butt-head, 1993-1997
Культовый мультсериал про двух друзей-идиотов, чьим любимым занятием был просмотр клипов на MTV с обязательным комментированием. Главные герои — одни из немногих мультперсонажей, чьи имена стали нарицательными.
Надежда Вайнер
журналист
Впервые я увидела двух прыщавых задротов с очень ограниченным количеством извилин, но большим количеством свежих идей еще в те времена, когда MTV делил частоту с телеканалом «Культура». Это было свежее впечатление: вечером я как приличная девочка смотрела по этому каналу с родителями познавательные передачи, а утром, когда удавалось откосить от школы и остаться дома, приобщалась к приключениям неугомонной двоицы.
На самом деле Бивис и Баттхед сами по себе мне не особенно нравились: в моей школе таких бивисов с баттхедами было столько, что ничего интересного в них для меня уже не было. Но в сериале было нечто намного более ценное: музыка. При том, что сами герои были отвратительными дебилами, они смотрели классные клипы, и даже их мерзкие комментарии не мешали мне получать удовольствие. Хотя, конечно, я регулярно мечтала, чтобы их кто-нибудь пристрелил и они бы заткнулись. Но первое знакомство с Hole случилось именно благодаря Бивису и Баттхеду, и то, что они во время клипа 10 раз повторили дебильную шутку про дырку, не сделало песню «Violet» хуже. Впрочем, довольно часто их реплики были к месту: я, например, была совершенно согласна с тем, что Nirvana рулит, а многим тру рокерам не мешает подстричься. А главным плюсом «Бивиса и Баттхеда» были даже не крутые клипы, а то, что именно там я впервые встретила Дарью из одноименного мультфильма. Но настоящее знакомство с ней произошло намного позже, и это уже совсем другая история.
Жизнь с Луи
Life with Louie, 1994-1998
Мультипликационный сборник историй о детстве комика Луи Андерсона, рассказанных им с позиции прожитых лет. Много сарказма и шуток про неугомонных родственников.
Маша Ворслав
редактор Wonderzine
Jetix — лучший в мире канал (по крайней мере, лет восемь назад точно был), а «Жизнь с Луи» (весь сериал — сборник биографических историй комика Луи Андерсона) — лучший его мультик. Он дико смешной: пухлый Луи ребенком часто попадает в переделки или неловкие ситуации, выбраться из которых ему помогают друзья, семья или просто случайные люди. Сам Луи тоже не промах; он прекрасно соображает, что хорошо, а что плохо, и даже в самых трудных обстоятельствах делает все Как Надо: помогает сварливым старушкам украсить дом к Рождеству, воспитывает собаку-поводыря, заботится о младшем брате, ну и все в таком духе. Вообще тема семьи — одна из главных в сериале: у Луи пять братьев и пять сестер, отец-ветеран, который постоянно вспоминает Вторую мировую, перечит и бодается с тещей, и много других родственников, которые далеко не всегда могут найти общий язык (естественно, они друг друга любят, просто все слишком разные). Несмотря на то что все истории довольно предсказуемые (задира Глен-Глен получит по жопе, отец поладит с заболевшей бабулей, а друзья помирятся), ощущения, что в тебя насильно впихивают мораль, при просмотре нет. Возможно, потому, что мульт действительно очень смешной.
Лаборатория Декстера
Dexter's Laboratory, 1996-2003
Американский мультсериал про юного гения, оборудовавшего тайную лабораторию прямо у себя дома, и его глупую сестру, которая то и дело норовит сдуру уничтожить мир или устроить другую проблему чуть меньшего масштаба.
Дарья Нифонтова
копирайтер CB TERRITORY
Когда мне было лет 10, мама сдалась под натиском морального давления, и в доме появился Cartoon Network. Почему-то считалось, что украинские дети должны отлично понимать английский, так что все мультики я смотрела в оригинале. Для «Лаборатории Декстера», впрочем, моего словарного запаса хватало: история о гениальном школьнике, который построил лабораторию в подвале родительского дома и готовился то ли к выпускным экзаменам, то ли к захвату мира, многого не требует. Суть почти каждой серии заключалась в том, что прибабахнутая сестра Декстера Диди, которая ходила исключительно в пачке, пуантах и тиаре (кажется, с тех пор я такая), забегала в лабораторию и нажимала кнопку «Уничтожить Китай» или «Уменьшить себя в 10 000 раз», а Декстер все это дерьмо разгребал. Вообще, мультик был направлен на то, чтобы учить детей быть дружелюбными и вежливыми, и Декстеру постоянно приходилось себя пересиливать и спасать пропащую сестру/родителей/соседских песиков, но вот я с детства подозрительно отношусь к людям в розовом.
Дарья
Daria, 1997-2002
Выросший из нескольких эпизодов «Бивиса и Баттхеда», мультсериал рассказывает о жизни школьницы-аутсайдера Дарьи — циничной, умной и дьявольски саркастичной девочки.
Настя Михайлова
арт-менеджер бара «Стрелка»
«Дарью» я смотрела в конце 90-х по MTV, и в вязком однообразном мире провинциального подростка того времени это было спасением и своеобразным знаком: сечешь про «Дарью» — значит, свой. Нелепые истории из повседневной жизни мрачной саркастичной старшеклассницы в модных брутальных ботинках и с зашкаливающим IQ, ее идиотской семейки, туповатых одноклассников, флегматичного парня из неудачливой рок-группы и единственной подруги-художницы — это все было слишком похоже на окружающую действительность, которая стала чуть абсурднее, а значит, лучше. И дело даже не в бесконечных культурных отсылках, циничных шутках, классных сережках в ушах и носах любимых героев, Sonic Youth в саундтреке или кислотной заставке ТВ-шоу Sick, Sad World, которое постоянно смотрят в мультипликационном мире сериала. Бесконечную симпатию и самые теплые эмоции вызывало то, что Дарья Моргендорфер говорит и поступает так, как всегда хотелось, но совсем не всегда удавалось в реальной жизни.
Крутые бобры
The Angry Beavers, 1997-2001
Многосерийная история о братьях-бобрах, съехавших от родителей и начавших самостоятельную взрослую жизнь.
Арина Светлица
PR-менеджер агентства Grape
История о двух братьях-бобрах Норберте и Дэггете, которых выбросило во взрослую жизнь. Парни стараются быть молодцами: построили дом, чистят зубы, строят плотину, но постоянно случаются всякие события, которые приходится разруливать. Сюжеты построены на взаимодействии характеров героев. Норб — неторопливый и выдержанный бобер. Он предпочитает не делать ничего, но если уж прижмет — думать. Дэгг — наоборот. Это импульсивный истероид, который сразу рвется в бой и быстро сдается, когда что-то идет не так. Вместе они — беспроигрышная комбинация для разрешения любой передряги, что как бы говорит нам: учитесь грамотно распределять терпение и тревожное безумство, пацаны. За это я их и люблю.
Мультсериалы про Скуби-Ду
Scooby-Doo, 1969-2013
У оригинального мультсериала про Скуби-Ду есть целая куча продолжений, спин-оффов и полнометражных версий, так что формально шоу не покидает ТВ-экраны вот уже больше 40 лет. Общий знаменатель у всех вариаций один — трусливый, зато говорящий пес Скуби в качестве главного героя.
Анна Попова
журналист
Классе в шестом я окончательно избавилась от чуткой заботы бабушек, встречавших меня из школы, и открыла для себя чудесный мир телеканала СТС. В числе чудес было все, что шло, пока мама была на работе («Команда А», «Рыцарь дорог», «Чудеса науки»), а начинались они в три часа дня с блока мультсериалов. «Скуби-Ду» в этом блоке был моим любимым: он затмевал «Дятла Вуди», Loony Tunes и мультяшного Бэтмена. Конечно, серии с четвертой я знала наизусть и роли персонажей в сюжете (моей любимицей была Велма, первый гик в моем телевизионном пантеоне), и саму структуру серии, но это не мешало каждый раз смеяться над тем, как Шэгги и Скуби ищут еду, прячутся так, что их можно принять за монстров, и трясутся от страха — а потом Велма (ну или в крайнем случае слащавый Фред) разоблачает злодея. Еще там зачем-то была блондинка Дафна, которая преимущественно ничего не делала. Удивительно, но при том, что «Скуби-Ду», казалось, шел вечно, я не помню ни одного повтора серии; вполне вероятно, что я сразу же забывала сюжет. А потом вышел фильм, и то ли я к тому моменту стала невыносимым снобом, то ли еще что, но это было ужасное разочарование.