МузыкаЧто слушать осенью:
16 новых альбомов
от Charli XCX
до Ким Гордон
Не Тейлор Свифт и Ланой Дель Рей едиными
Есть ли жизнь после альбомов Тейлор Свифт и Ланы Дель Рей? Выйдет ли что-то ещё до новой пластинки The 1975 (которая будет только в феврале)? Конечно — осенний сезон обычно полон новых релизов. Говорить, правда, есть смысл именно о сентябре-октябре, ноябрь традиционно не так богат на анонсы. Вот шестнадцать из будущих альбомов осени — только подтверждённые и проверенные, никаких слухов вроде Арианы Гранде, Run the Jewels и многих других.
текст: Артём Макарский
Bat For Lashes
«Lost Girls»
Дата выхода: 6 сентября
Наташа Хан выпустила первый альбом тринадцать лет назад — и хотя её музыку всегда можно было причислить к арт-попу, она постоянно менялась. От невесомой печали на последней пластинке «The Bride» певица вновь вернулась к чёткому ритму — и это притом что Хан до последнего не была уверена, что релиз вообще состоится.
Записанный для новой экранизации Стивена Кинга трек «Kids in the Dark» послужил толчком к остальному материалу — поп-музыка восьмидесятых и хорроры тех же лет вдохновили певицу на новый альбом, который будет посвящён молодым вампирам. Больше всех из новых песен выделяется прыгучий танцевальный трек «Feel for You» — сама Хан говорит, что на этот раз ей хотелось сделать более весёлую, более романтичную, наконец, более доступную пластинку. Кажется, что получилось: любую из этих песен легко представить в сериале о волнениях молодости.
Carla dal Forno
«Look Up Sharp»
Дата выхода: 4 октября
Австралийка Карла даль Форно (живущая, впрочем, в Лондоне) выпускалась на лейбле под названием Blackest Ever Black — и это, в общем-то, исчерпывающая характеристика её мрачных песен. Даль Форно привлекает слушателя минималистичными аранжировками и личными текстами — и новая пластинка «Look Up Sharp» названию соответствует и обостряет чувства ещё сильнее.
В прошлом году Даль Форно выпустила мини-альбом с каверами на поп-музыку (в том числе, например, на Лану Дель Рей) и, кажется, сама теперь стремится к более доступному звуку, который, впрочем, не сильно изменился в настроении. В качестве источников вдохновения, тем не менее, музыкантка называет близких по духу исполнительниц: например, Nico и A.C. Marias. Описание альбома обещает песни, без которых, в общем-то, можно прожить жизнь — но с ними она станет явно интереснее, хоть и меланхоличнее.
Charli XCX
«Charli»
Дата выхода: 13 сентября
Предыдущий сольный альбом Шарлотты Эйтчинсон вышел пять лет назад — казалось бы, немыслимый для поп-певицы период, особенно если она остаётся актуальной. За это время она успела подружиться с основателями лейбла PC Music Алексом Г. Куком и Дэнни Л. Харлом, а также связанной с ними продюсеркой Софи — те помогли ей обрести уникальный звук, совмещающий в себе авангардную электронику и приятный поп.
Лейбл Asylum такая перемена скорее страшила — поэтому Чарли выпустила два микстейпа и один ЕР с такими экспериментами, прежде чем ей удалось убедить больших шишек, что продажи от этого, может, слегка и страдают, но первое место Billboard ей просто не нужно. В «Charli» музыка PC Music и вылизанный продюсерский поп не просто идут рука об руку, а присутствуют в рамках одного трека — по синглам получается практически идеальная музыка для 2019-го. Хочется верить, что и весь альбом будет таким же.
Jenny Hval
«Practice of Love»
Дата выхода: 13 сентября
Норвежка Дженни Валь (хотя её имя звучит скорее как «Йенню», она предпочитает, чтобы его произносили на английский манер) начинала практически с фолка, но быстро ушла в экспериментальную музыку, предпочитая больше не петь, а скорее говорить на насущные темы. В концептуальном предыдущем альбоме «Blood Bitch», посвящённом вампирам, лучшие композиции были написаны именно в песенной традиции — и вышедший в прошлом году ЕР «The Long Sleep» показал, что музыкантке интересно работать именно с песнями: долгими, странными, но при этом жутко интересными.
Два первых сингла с посвящённой любви пластинки вышли лаконичными и очень притягательными. Тема любви, к слову, волнует исполнительницу уже давно: на концертах она пускала на экране позади себя написанное в реальном времени письмо на эту тему, а её дебютный роман «Paradise Rot» также полон размышлений на тему этого чувства.
Men I Trust
«Oncle Jazz»
Дата выхода: 13 сентября
Канадская группа Men I Trust сама снимает свои клипы — и один из них, на песню «Lauren», YouTube однажды без особых причин стал рекомендовать меломанам. Это не первый случай популярности за счёт алгоритмов сервиса — как и исполнитель MorMor, Men I Trust делают утончённую и мечтательную музыку, которая одинаково подойдёт как любителям дрим-попа, так и условным фанатам Коннана Мокасина.
Новые треки идеально подошли бы лету, но Men I Trust подзадержались с релизом альбома куда сильнее, чем кажется: о его выходе они сообщили ещё в прошлом ноябре, весной выпустили футболки и холщовые сумки и только сейчас представили полный список песен. Четверть из них уже можно послушать, а всего «Oncle Jazz» растянется на двадцать четыре трека. Будем надеяться, что это и правда тот случай, когда смелость города берёт.
Metronomy
«Metronomy Forever»
Дата выхода: 13 сентября
Группа Джозефа Маунта начинала со взбалмошной электроники с фигой в кармане, но быстро переключилась на музыку куда более статную, напоминающую об отдыхе у моря. В прошлом альбоме Маунт безуспешно попытался вернуть атмосферу времён, когда записывались их первые альбомы (но не самих альбомов) — и в итоге получились скучноватые воспоминания о прошлом.
Новая пластинка с названием, более подходящим каким-нибудь рок-ветеранам, обещает быть самой длинной у группы (целых восемнадцать треков) и при этом самой разнообразной: здесь, судя по первым синглам, найдутся и бодрые треки для дискотек, и более задумчивые вещи. Посреди этого особняком стоит песня «Lately» с нетипичной для Metronomy гитарой, отсылающая к чему-то из восьмидесятых — остаётся только надеяться, что остальные песни тоже будут в похожем, новом для группы направлении.
Devendra Banhart
«Ma»
Дата выхода: 13 сентября
Девендра Банхарт, некогда золотой мальчик американской фолк-сцены, за многие годы своей карьеры успел записать и что-то вроде поп-пластинки, и свой opus magnum, и экспериментальную работу, и много что ещё. Новые песни Банхарта звучат ещё тише и спокойнее предыдущих — а сам музыкант обещает более личные тексты. Судя по синглу «Memorial», где исполнитель поёт умершему близкому человеку о его похоронах, это и правда будет самая интимная пластинка музыканта.
Помогают давние друзья: Ноа Джорджсон, с которым он записал уже несколько альбомов, авант-поп-музыкантка Кейт Ле Бон и фолк-исполнительница Вашти Баньян, кумир Банхарта, которая вернулась к выступлениям и записям после того, как её заново открыли в начале нулевых. Одним фолком, впрочем, Банхарт не ограничивается — в качестве источников вдохновения находятся и кантри, и Харуоми Хосоно, гений японской поп-музыки.
Tove Lo
«Sunshine Kitty»
Дата выхода: 20 сентября
Два года назад шведка Туве Лу выпустила вторую часть альбома «Lady Wood» под названием «Black Lips» — полную хитов для клуба, но при этом хмурую и держащую в напряжении. Хит на века на пластинке спрятан не был, она с него практически и начиналась — после короткого интро слушатель находил песню «disco tits», и она гарантированно сражала его наповал. Пресса часто пишет о Лу как о самой мрачной представительнице шведского поп-экспорта — уже само название «Sunshine Kitty» намекает на то, что ей этот образ скорее надоел.
И действительно, в интервью она обещает новую для себя главу, гораздо более спокойную и расслабленную, а в альбоме хоть и будут клубные хиты, акустических песен всё равно больше. Первые синглы «Glad He’s Gone» и «Bad As the Boys» показывают, что можно одновременно быть и откровенной, и безмятежной, а значит, смена ритма для Лу правда работает.
Vivian Girls
«Memory»
Дата выхода: 20 сентября
Третий альбом бруклинского трио Vivian Girls вышел в 2011 году — и удивительным образом негативная рецензия на сайте Pitchfork разрушила их дальнейшую карьеру (да, такое тогда ещё было возможно). К 2019 году после сольных альбомов участницы решили воссоединиться — и это объяснимо: их нарочито небрежный лоу-файный звук, объединённый с удивительным задором группы, пришёлся по вкусу многим и так или иначе повлиял на огромное количество современных рок-музыкантов.
Первый же сингл с «Memory» доказывает, что года, может, и идут, но есть вещи неизменные — и в случае Vivian Girls это как раз хорошо: это очень освежающая и бодрая гитарная музыка, которая освобождает внутреннего подростка и заставляет наплевать на условности. А клип на следующий, «Something to Do», показывает, что Vivian Girls объединились в первую очередь не из-за последователей или желания кому-то что-то доказать — а просто потому, что понимают, что именно им втроём очень просто и приятно играть эту музыку.
Girl Band
«The Talkies»
Дата выхода: 27 сентября
Вышедший четыре года назад дебютный альбом Girl Band «Holding Hands with Jamie» тепло встретили как критики, так и любители гитарной музыки. В 2015-м сложно было найти пластинку настолько взвинченную, насколько обращённую к аудитории — эта музыка хотела, чтобы её услышали, а не наоборот. Ко второму альбому Girl Band идут уже не по выжженной земле: одни из главных дебютантов года, black midi, в чём-то последователи ирландской группы — другие их соотечественники, Fontaines D.C., также успешно продолжают панк-идеи, начатые Марком Э. Смитом из The Fall.
В «The Talkies» параллель с The Fall тоже заметна, но не с бойкими их и обманчиво простыми рок-номерами, а самыми тяжёлыми и мрачными: девятиминутными засасывающими в себя хрониками бесконечного падения. Впрочем, сами Girl Band говорят, что не слушали большинство групп, с которыми их сравнивают — и их музыка больше похожа на смесь Bad Brains, Neu! и The Chemical Brothers. Неплохой вариант.
Луна
«Транс»
Дата выхода: сентябрь
Кристина Герасимова практически как украинская Ариана Гранде — выходит на скорость «альбом в год» и все свои чаяния и переживания выплёскивает в музыку. Судя по уже опубликованным синглам, название пластинки может обозначать и особое состояние, и стиль музыки — после прошлогодних «Заколдованных снов» Луне, кажется, интереснее уйти ещё дальше в сторону танцевального звука, слегка мрачного, но при этом динамичного. Так, выпущенная в апреле песня для серии фильмов о Гоголе кажется логичным развитием карьеры.
При этом в соцсетях певица рассказывает, что ей было важно выступать на концертах с группой — а поклонники тем временем гадают, появятся ли в репертуаре англоязычные треки. Луна от альбома к альбому традиционно не теряет в качестве, несмотря на темпы, но при этом раз от раза удивляет — скорее всего, сюрпризы будут ожидать фанатов и в сентябре.
Angel Olsen
«All Mirrors»
Дата выхода: 4 октября
В прошлом альбоме «My Woman» американка Эйнджел Олсен ушла от фолк-корней к чистому року, напоминавшему о джем-группах и готике Siouxsie and the Banshees. В одном из треков, впрочем, можно было заметить синтезатор. Сейчас Олсен явно привлекает поп-музыка: в этом году вышла её совместная песня с Марком Ронсоном, а первый — заглавный — сингл с альбома намекает, что нас ждёт электропоп-альбом.
Это было ожидаемо — вышедший в 2017-м сборник «Phasers» с не выпущенными ранее песнями словно подводил черту между ранним творчеством певицы и тем, что она сделает дальше. Название же единственного пока доступного трека (и, соответственно, альбома) неспроста напоминает «Hall of Mirrors» Kraftwerk — это тоже холодная и отстранённая музыка, которая меняется благодаря вокалу самой Олсен.
DIIV
«Deceiver»
Дата выхода: 4 октября
DIIV — группа трудной судьбы. После первого альбома, нахваленного критиками, следующая пластинка вышла лишь четыре года спустя. Вопреки заявлениям вокалиста Закари Коула Смита, что он хочет писать об универсально понятных вещах и экспериментировать со структурой песен, оказалось, что наркотики заинтересовали его куда больше музыки.
Второй альбом подразумевался терапевтическим, но DIIV отменили большую часть тура, а Смит решил пройти курс лечения от зависимости — «Deceiver» по идее должен стать той записью, которая в самом деле сделает его жизнь легче. Это не значит, что песни должны быть безопасными, такими, какими он их видел в начале карьеры: первые два сингла с альбома — это довольно тяжёлые, грузные треки о том, как начать двигаться к свету.
Big Thief
«Two Hands»
Дата выхода: 11 октября
Свой первый альбом Адрианна Ленкер записала в тринадцать лет (и не очень любит об этом вспоминать) — тогда она играла наивный фолк с уклоном в поп-музыку. Чуть позже Ленкер собрала группу Big Thief — и с ней получила все самые тёплые отзывы критиков из возможных. Следующий поворот сюжета заключается в том, что в этом году Big Thief вообще-то уже выпустили альбом «U.F.O.F.», съездили с ним в тур, обрадовали фанатов и прессу — но почти сразу объявили о выходе ещё одного, «Two Hands».
Если предыдущую пластинку они записали в лесной хижине и назвали «небесной», то эту, соответственно «земную», музыканты натурально сколотили в пустыне — и это правда чувствуется. Песни с первого альбома напоминали о фолке шестидесятых, проникновенном, но несколько отрешённом от мира — а вот новая песня «Not» действительно кажется более человечной и реальной, чем многое из того, что Ленкер выпускала ранее.
Kim Gordon
«No Home Record»
Дата выхода: 11 октября
Когда три года назад у соосновательницы Sonic Youth Ким Гордон вышел сингл «Murdered Out», она утверждала, что песня — удивительно простая по её меркам — получилась сама собой, да и вообще ей было бы куда интереснее работать в коллаборации, чем сольно.
Объявленный на днях альбом «No Home Record» показывает, что за три года Гордон поменяла точку зрения — к слову, в треклисте можно найти и ту самую «Murdered Out». Второй сингл «Sketch Artist» намекает, что от певицы стоит ждать практически поп-музыку, хоть и сильно деформированную и неправильную — к тому же работала она над альбомом с продюсером, до этого имевшим дело с Эйнджел Олсен, Charli XCX и Скай Феррейрой. «No Home Record» формально дебютный сольный альбом певицы, что для человека с таким опытом практически немыслимо — и учитывая, что в рассказе о нём она часто упоминает слово «песни», нас ждёт интересный результат.
Anna Meredith
«FIBS»
Дата выхода: 25 октября
Композиторка Анна Мередит три года назад привлекла внимание меломанов композицией «Nautilus», в которой помпезность сочеталась с игрушечностью, а академическая музыка — с инди-попом. Это комбо проявилось и в дебютном альбоме Мередит «Varmints» — оно же заинтересовало комика и режиссёра Бо Бернема, для первого фильма которого «Восьмой класс» она написала саундтрек. Работа Мередит хорошо дополняла рассказ своим настроением — одновременно и инфантильным, и предвещающим важные изменения.
Судя по первому синглу с нового альбома «FIBS» под названием «Paramour», слушателя снова ждёт смесь уже даже с не инди, а чего-то близкого к прог-року; при этом академическая музыка, конечно, и не думает пропадать. Впрочем, лучше всего Мередит, кажется, удаются очень тонкие и лиричные пьесы, что и доказывает второй сингл «moonmoons».