Музыка«Нельзя всегда быть совершенством»: Хелена Хауфф о диджеинге, отдыхе и анонимности
Об электронной музыке и электронной почте
ХОТЯ К 2019 ГОДУ ХЕЛЕНА ХАУФФ СОБРАЛА РЕЗЮМЕ, о котором могут мечтать многие её коллеги, она не кичится успехами и ничем не намекает на свой нынешний статус одного из топовых диджеев (важное уточнение: как мужчин, так и женщин). То ли потому, что этот статус всегда относительный, то ли потому что на техно-сцене, из которой вышла Хауфф, в почёте аскетичный минимализм во всём начиная с сухого и скупого звука и заканчивая дресс-кодом, утверждающим, что «чёрный — это новый чёрный» (насчёт выбора одежды немка, впрочем, отшучивается: дескать, всё чёрное она предпочитает, потому что на нём меньше заметны пятна от томатного сока). По случаю её приезда на Present Perfect Festival мы поговорили с Хеленой о том, что значит быть востребованным диджеем, как побороть синдром самозванца и как изменился гендерный баланс в танцевальной музыке.
дмитрий куркин
О буднях диджея
Обычно я ложусь спать не раньше трёх утра. Я работаю по ночам, так что у меня немного другой режим, чем у большинства людей. Что же касается графика, гастроли могут быть довольно напряжёнными, но если честно, куда больше мне приходится возиться с документами и отвечать на всю электронную почту. Вот это мне даётся намного труднее. Я не самый организованный человек на свете, и у меня бывают проблемы с тем, чтобы за всем уследить. По сравнению с бумажной работой гастроли намного веселее.
Я стараюсь не играть слишком часто. Я знаю диджеев, которые делают по пять выступлений каждую неделю, но для меня это перебор: двух, максимум трёх шоу в неделю вполне достаточно. При этом всё равно за год набегает порядка сотни выступлений, и иногда я забываю, что отдыхать тоже нужно. Пару недель назад я разговаривала со своим агентом и сказала ей: «Вот тут у меня скоро свободная неделя, давай ничего не будем на неё планировать». На что она ответила: «Вообще-то это конец августа». И тут я понимаю, что предупредить её стоило намного раньше! Или бывает, что подписываешься на что-нибудь классное, а потом понимаешь, что так у тебя вообще никаких выходных не остаётся.
Но я не жалуюсь, мне и правда нравится такая жизнь. Нравится знакомиться с людьми, будь то промоутеры или просто местные, нравится проводить с ними время, обедать где-нибудь, город немного посмотреть. Нравится ставить любимую музыку и смотреть, как люди реагируют на неё, просто танцуют и веселятся. Не нравится не высыпаться, а это, увы, происходит часто. Я стараюсь спать столько, сколько могу, но иногда на это просто нет времени. Например, когда рейс с пересадкой, да ещё и вылет задерживается, и в итоге получается путешествие часов на шестнадцать. Успеваешь только приехать, отыграть, поспать чуть-чуть — и опять надо улетать. Это действует на нервы. У диджеев даже есть свой анекдот, что когда проходишь паспортный контроль и пограничники спрашивают «Откуда вы прилетели?», ты задумываешься: «Так, стоп… А правда, откуда?» И они смотрят на тебя недоверчиво: «Да что с тобой не так?» Но у меня всё-таки до такого не доходит, я всегда помню, в каком я городе! Я люблю новые места и всегда интересуюсь, где и что можно посмотреть. Хотя иногда бывают странные ситуации.
О критике и уверенности в себе
На то, чтобы превратиться из человека, который ходит в клубы, в человека, который играет в клубах, ушло немало часов практики за вертушками, поисков музыки, изучения её истории. Но я быстро начала диджеить перед людьми — сперва в совсем маленьких барах, потом в небольших клубах. Постепенно доросла до больших. Мне кажется, это произошло очень естественно — мне не пришлось пробиваться с кулаками на сцену.
Думаю, что уже тогда, когда я увлеклась музыкой всерьёз, начала собирать пластинки, обзавелась вертушками, я почувствовала уверенность в своих силах — настолько я влюбилась в музыку вообще и электронную в частности. Когда меня накрывают сомнения или плохое настроение, я пытаюсь вспомнить это чувство, ощущение, которые я испытала, открыв для себя сцену. Важно напоминать себе, с чего всё началось, почему ты этим занялась. Музыка приносит радость, и это главное.
Нам всем нужно подтверждение, что мы не самозванцы — как в музыке, так в искусстве в целом. Если ты что-то создаёшь, ты постоянно мучаешься вопросами: «У меня правда получается? Что я вообще делаю?» И в этих вопросах легко потеряться, решить, что ты сама не понимаешь, чем занимаешься. Хорошо бы иметь рядом тех, кто возьмёт тебя за руку и скажет: «Ты классно всё делаешь, не волнуйся». Но важно получать и уместную критику — такую, которая помогает стать лучше. И это должен быть кто-то, кому ты действительно доверяешь, кто понимает, что у тебя в жизни происходит. Потому что когда незнакомые люди подходят после сетов и говорят что-то вроде: «Да, сегодня вы хорошо отыграли, но вот пару недель назад было хуже». И ты думаешь: «И зачем вы мне это говорите? Я вас даже не знаю, а вы не знаете меня». Нельзя же всё время быть самим совершенством.
Нам нужна поддержка. Например, когда я запускала свой лейбл, я совсем не была уверена в том, что миру он нужен. Всё началось с пары моих знакомых: Morah из Афин и Children of Leir, группы из Лестера. Они начали присылать мне музыку, которая мне страшно понравилась. Я сказала: «Очень круто!» Они ответили: «Да, но мы никого не знаем, не понимаем, кто всё это будет издавать». Тогда я сказала: «А знаете что? Я запущу свой собственный лейбл и выпущу вашу музыку».
Об анонимности в музыке и влиянии соцсетей
Главное, что изменилось в танцевальной музыке, если говорить о сцене, — в неё пришли смартфоны и соцсети. Ещё десять лет назад, когда я начинала, было немножко по-другому. Не было такого, чтобы люди постоянно фотографировались или снимали видео, не было прямых трансляций с диджей-сетов. Атмосфера была чуть более интимной, было важно, что происходит здесь и сейчас — тогда как теперь важнее, что люди скажут и напишут потом. И мне кажется, раньше у диджеев было больше свободы — свободы делать то, что они захотят, рисковать. Сейчас же если ты вдруг провалишься, это увидит весь мир в прямом эфире. Поэтому диджеи стали осторожничать: непросто экспериментировать, когда тебя постоянно мониторят. И я не уверена, что это здорово.
Я никогда не вела соцсети и до сих пор не веду — если не считать SoundCloud, хотя его тоже можно назвать соцсетью, наверное. Из-за этого иногда чувствую, как будто я выпадаю из жизни — люди же не знают, чем я занимаюсь.
Исторически в электронной музыке ценили анонимность, это пошло ещё с Детройта: важна музыка, а не личность диджея, поэтому не надо торговать лицом. Отчасти я с этим согласна, и некоторым нравится, что я этим не занимаюсь и вроде как храню верность идеалам старой школы. Но надо понимать, что с тех пор многое изменилось. Людям нравится следить за диджеями в инстаграме, и отрицать это бесполезно.
О гендерном балансе в клубной культуре
Женщин-диджеев стало больше — это позитивный сдвиг. Люди чаще задумываются о разнообразии, чаще говорят об этом. Клубная культура — это же не только диджеи, но и публика, они тоже часть сообщества. И мне трудно судить о том, стало ли женщинам, которые ходят в клубы, комфортнее — я понимаю, что тут я немножко в своём пузыре существую (хотя и до меня долетали какие-то сексистские комменты, но ничего более серьёзного). В маленьких клубах все на виду, ты чувствуешь атмосферу, но чаще всего я могу только догадываться о том, чувствуют ли себя женщины в большей безопасности, чем раньше. Меня по большей части окружают образованные люди, которые поддерживают разнообразие и равные права. Но это не означает, что везде так же, и хотя за последние десять лет ситуация сильно изменилась, работы впереди ещё много.
Хелена Хауфф выступит 27 июля на фестивале Present Perfect в Санкт-Петербурге.