МузыкаКоролева соула: За что мы будем помнить великую Арету Франклин
Скончалась обладательница одного из величайших голосов XX века
Текст: Алексей Алеев
16 августа после продолжительной борьбы с раком скончалась Леди Соул, неистовый голос которой превратился в стандарт этой музыки и озвучил перемены, пришедшие вместе с XX веком. От Уитни Хьюстон до Кристины Агилеры, от Минни Рипертон до Бейонсе, от Мэрайи Кэри до Алиши Киз — вот уже более полувека сравнения с Аретой Франклин не может избежать ни одна большая исполнительница соул-музыки. Если она умеет петь, если у неё есть задатки суперзвезды, если она требует к себе и своим сёстрам У-В-А-Ж-Е-Н-И-Я, то Арета как-то сама возникнет рядом и без сравнений и параллелей с ней не обойдётся.
Имя Ареты Франклин стало синонимом слова «соул», воплощением всех ключевых качеств этой музыки. Дочь знаменитого детройтского баптистского священника Ч. Л. Франклина, славившегося своими зажигательными проповедями, Арета с детства занималась пением и в популярную музыку пришла из госпела. С двенадцати лет она ездила в турне с отцом, в шестнадцать гастролировала вместе с доктором Мартином Лютером Кингом, а затем пела на его похоронах. В 1960 году внимание на неё обратил великий скаут Columbia Records Джон Хаммонд, открывший в разное время Билли Холидей, Боба Дилана и Брюса Спрингстина. Подписав контракт, Арета Франклин начала записывать R&B и привнесла в него госпел-манеру: её отличал страстный, неистовый, захлёбывающийся, гиперэмоциональный вокал. Джон Хаммонд видел в ней преемницу Билли Холидей, исполнительницу томных минорных баллад, но пение Ареты Франклин требовало взрывного репертуара.
Она нашла его, перейдя с Columbia на Atlantiс в 1967 году. Там Арета вмиг переродилась и расцвела: четыре первых её пластинки, выпущенных на этом лейбле, — абсолютная классика соула и основа жанра. Первый альбом в этой серии «I Never Loved a Man The Way I Love You» открывается её самой главной, важной и актуальной песней в карьере «Respect». Сейчас бы эту композицию окрестили «бэнгером» и были бы правы: энергия и мощь этой двух с половиной минутной песни сокрушает и полвека спустя. Автор и первый исполнитель «Respect» Отис Реддинг справедливо считал, что Арета украла у него эту композицию; на фоне её исполнения версия певца действительно меркнет.
Арета перевернула трек Реддинга с ног на голову, взяла довольно маскулинную по своей сути песню и спела в обратную сторону от лица женщины с двойной силой. Иначе, чем с женской точки зрения, эта композиция уже не воспринимается: просто попробуйте включить версию Реддинга — и тут же станет очевидно, что это уже не то. Певица изменила и структуру: снабдила песню незабываемым «брейкдауном», в котором объясняла по буквам, что ей нужно. «R-E-S-P-E-C-T / Find out what it means to me», — это один из самых ярких и запоминающихся моментов в соуле за всю историю. «Читай по буквам: мне нужно уважение», — великий гимн на все времена, послание которого за годы стало только важнее и нужнее. Песня не выпадала из чартов весь 1967-й — год, который считается одним из самых важных и поворотных для всей западной культуры (только изучите список альбомов, вышедших за эти двенадцать месяцев).
«Amazing Grace»
При всей революционности послания, которое несла Арета Франклин и для женщин, и для американцев африканского происхождения в целом, на протяжении своей карьеры она оставалась вне времени, исполняя преимущественно стандарты и современную поп- и соул-классику. В следующем на альбоме вслед за «Respect» кавере на Рэя Чарльза «Drown in My Own Tears» она навзрыд умоляет любимого не оставлять её. Ещё через несколько композиций в заглавной «I Never Loved a Man (The Way I Love You)» и «Baby, Baby, Baby» она раскаивается, берёт на себя любую вину, лишь бы лирический герой этих песен её не бросил. В своём творчестве Арета Франклин демонстрировала разные грани женственности. Но будь то гимны эмансипации или исповедальные баллады, её невероятный голос превращал любую композицию в золото, трогал и вдохновлял.
Считается, что Арета записывала «определяющие», «референс-версии» стандартов, и лучше, чем исполнила она, уже не сделать. Материал авторства Берта Бакарака ей удавался отдельно здорово, её суперэмоциональные, горячие версии композиций стоят в одной лиге с тем, что делал Айзек Хейс.
В 1970-х певица вернулась в госпел, её концертный альбом «Amazing Grace» — лучшая запись этого периода. В 1980 году она покинула Atlantic и стала выпускаться на Arista, где работала с Лютером Вандроссом и Дейвом Стюартом из Eurythmics, а также предприняла осторожные попытки обновления своего звучания. Небезуспешно: её альбом 1985 года «Who’s Zoomin’ Who», в котором можно обнаружить влияния синти-попа, стал первым в её дискографии, ставшим «платиновым».
Лайв на инаугурации Обамы
В этот период влияние Ареты Франклин на западную культуру было уже столь велико, что иначе как национальное сокровище воспринимать её было уже невозможно. Так и получилось: певицу приглашали в качестве почётной гостьи на различные церемонии, президентские инаугурации, сборные концерты, иногда в дуэты, достойные её статуса. Её последние альбомы «Aretha Franklin Sings the Great Diva Classics» (2014) и «A Brand New Me» (2017) — каверы на старую и новую классику соула, а также пышно оркестрованные версии её фирменного репертуара.
В 2017 году она отменила несколько концертов по состоянию здоровья, а последнее её концертное выступление состоялось в ноябре того года в Нью-Йорке на благотворительном вечере, организованном Элтоном Джоном. 16 августа 2018 года Арета Франклин скончалась от рака поджелудочной железы.
На протяжении своей невероятной карьеры, насчитывающей более пятидесяти лет, Арета Франклин не изменяла себе и своему уникальному голосу, который вёл её и увлекал за собой миллионы слушателей. Это тот самый случай, когда уход артиста не поменяет ничего: Арета при жизни была недостижимым стандартом исполнительского мастерства и артистизма. Им Леди Соул останется навсегда.
Фотографии: Getty Images (2)