МузыкаКак научиться понимать классическую музыку
Почему контекст важен не меньше, чем само произведение
Текст: Антон Мухатаев
Классическая музыка окутана практически мистическим ореолом: чтобы слушать и понимать её, необходимы не просто особый настрой, но и недюжинная образованность. Даже если вы не ходили в музыкальную школу, а родители не заставляли слушать вместо любимых групп Моцарта, это не значит, что мир симфонических, оперных и прочих произведений для вас закрыт. Специалисты объясняют, как человек без подготовки может начать слушать классическую музыку.
Эндрю Уоттс
композитор
Перед тем как слушать произведение, изучите его контекст и задайте себе следующие вопросы: какую цель поставил перед собой композитор? Когда и где он написал произведение? Что происходило в то время в том месте? Это полностью изменит ваш подход к прослушиванию. У многих произведений есть несколько уровней глубины. Не зная предыстории, вы поймёте только поверхностные, самые очевидные вещи. Возможно, вы получите удовольствие от них, но совсем другое дело — увидеть целостную картину.
Композиторы уделяли много внимания тому, чтобы наполнить свои произведения глубиной, нюансами и дополнительными смыслами. Так они связывали свои работы с другими музыкальными, художественными и литературными произведениями того времени. Сегодня узнать эти тонкости просто: можно начать с сайта Classical Archives или «Википедии». Симфонические оркестры и компании, выпускающие классическую музыку, обычно предлагают программки, написанные композиторами, музыкальными критиками и другими экспертами, которые рассказывают обо всём, что нужно знать перед прослушиванием. Также BBC снял несколько качественных документальных фильмов о жизни и работе известных композиторов.
Ходите на концерты с друзьями и обсуждайте с ними музыку. Классическую музыку, будь это сольные выступления, выступления камерных ансамблей, симфонических оркестров или оперные представления, лучше слушать с кем-нибудь ещё. Дирижёры, композиторы и музыковеды часто проводят лекции перед концертами. Поэтому приходите на концерты заранее. Новички часто говорят мне, что получают намного больше удовольствия от концерта после таких лекций.
Обращайте внимание на движения и жестикуляцию дирижёра и исполнителей. Эти музыканты десятилетиями оттачивают мастерство: поразительно, как у них получается превратить маленькие чёрные точки на бумаге в выразительные повествования. Желательно посмотреть партитуру и отдельные партии, узнать, что требовалось от каждого музыканта. А после концерта, если это возможно, поговорите с музыкантами и попытайтесь узнать, какая часть произведения им нравится больше всего, а какую было сложнее всего выучить. Поделитесь своим мнением и выслушайте другие точки зрения. Многие композиторы задумывали свои произведения таким образом, чтобы они подстёгивали людей к обсуждению.
Говорите с людьми, которые много знают о классической музыке, и просите у них совета. К классической музыке относят работы тысяч композиторов за период в несколько сотен лет. Изучить всё в подробностях не так-то просто. Поэтому разговаривайте с людьми, которые знают больше вас (как делаю я), и спрашивайте у них, какие произведения стоит послушать дальше. Прежде чем последовать их рекомендациям, не забудьте изучить контекст каждого произведения.
Дэвид Лей
оперный певец
Для меня настоящим откровением стал хронологический подход к классической музыке: благодаря ему я разобрался, что происходило в голове у композиторов. Так, когда состоялась премьера Третьей симфонии Бетховена, её невероятный по тем временам размах сбивал слушателей с толку. До неё развитие сонаты никогда не было столь долгим. Но вам, человеку, который слышал Вагнера (и раз уж на то пошло, The Velvet Underground), будет сложно представить, насколько она поражала воображение тогда, — нужно поставить себя на место слушателя того времени.
Сегодня большинство людей волнует только мелодия. Но в произведениях вроде Третьей симфонии (и почти во всём Бетховене) суть не в мелодии. Мелодия Третьей симфонии — это лишь арпеджированные аккорды и неожиданный гармонический переход. А слушателей того времени поражало прежде всего то, как Бетховен обращался с формой. Местами он растягивал некоторые особо захватывающие части композиции, а иногда сбивал слушателя с толку. Если вы научитесь воспринимать музыку так, как её воспринимали люди тогда, то она вас поразит.
К счастью, слушатели того времени по большей части не изучали музыку и не готовились к каждому концерту. Они просто слушали произведения эпохи, в которой жили, — и только её. Никакого «канона» ещё не было: если вы жили в 1820-х, то вы слушали музыку 1820-х. Так что попробуйте погрузиться в классическую музыку. Целую неделю слушайте только Генделя; уверен, что так вы полюбите и Гайдна, и Моцарта. Потом повторите это с Брамсом, Вагнером, Стравинским, Кейджем, Адамсом. Такой подход позволит вам прочувствовать контекст. Нет ничего более прекрасного, чем слушать музыку и понимать, что она значит. Современные же композиторы интересны тем, что нарушают определённые правила, и вы можете прочувствовать их музыку, только если интуитивно понимаете, что это за правила.
Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me
Фотографии: Yeko Photo Studio – stock.adobe.com