МузыкаЛучшее за год: Олег Соболев советует альбом классической музыки
Эксперты рекомендуют, что смотреть, читать, слушать и не только
2015-й подходит к концу. Не будет преувеличением сказать, что год выдался насыщенным в том числе и в культурном плане. Чтобы расставить точки над «и» и убедиться, что ничего важного не прошло мимо, мы попросили экспертов в разных областях рассказать о самых ярких книгах, фильмах, альбомах и других культурных событиях. Во втором выпуске музыкальный критик и знаток классической музыки Олег Соболев объясняет, почему нельзя пропустить бокс-сет сочинений Яна Сибелиуса, который можно подарить друзьям — а лучше оставить себе.
Олег Соболев
Музыкальный критик
В этом году было много хороших записей новой музыки, было много хороших записей музыки старой и незамеченной, но о них говорить лично мне не хочется. Как по мне, 2015-й был в первую очередь годом, в котором отмечалось 150 лет со дня рождения датчанина Карла Нильсена и финна Яна Сибелиуса, — и именно к музыке двух скандинавов я обращался чаще всего. В октябре Warner Classics выпустили бокс-сет из 7 дисков с редкими архивными записями музыки Сибелиуса периода с 1928-го по 40-е годы.
Лысый джентльмен с сигарой с обложки бокс-сета вообще-то написал очень много музыки, но составители издания ограничились стандартным минимумом, которого обычному человеку хватит за глаза: всеми семью симфониями Сибелиуса, скрипичным концертом, десятком симфонических поэм, отдельной музыкой к театральным постановкам и несколькими камерными вещами. Это, может быть, не самые лучшие интерпретации наследия Сибелиуса (хотя лучше седьмой симфонии, чем включенной в бокс-сет версии Бостонского симфонического под управлением Сергея Кусевицкого, я не знаю), но они отлично отремастированы и поразительно хорошо слушаются для настолько давно записанной музыки. А главное — это хороший повод переслушать Сибелиуса или вообще впервые ознакомиться с его музыкой.
Сибелиуса, если говорить прямо, вообще принято скорее поругивать, чем хвалить. При жизни он почти повсеместно считался лучшим симфонистом со времен Бетховена — после Второй мировой его как стали обвинять в ретроградстве и излишней сентиментальности, так и продолжают обвинять до сих пор. Даже поверхностное прослушивание его семи симфоний, впрочем, скажет об обратном. Симфоническая музыка Сибелиуса, конечно, произрастает из немецкого (Брукнер) и русского (Чайковский) романтизма, но при этом она ушла на световые годы вперед от своих источников и одновременно не сумела приспособиться к реалиям модернизма — отчего сейчас звучит абсолютно вне времени. И уж тем более в ней нет ничего сентиментального.
Судя по биографическим заметкам и отрывкам его дневников, Сибелиус в свои лучшие композиторские годы лавировал между глубокой алкогольной депрессией и необъяснимым восторженным делирием от поездок по природе Финляндии — известна, например, история, как на тему для финала своей пятой симфонии его вдохновил улетающий на юг клин журавлей. Но лучше всяких дневников об этом сообщает его музыка. Его пятая, шестая и седьмая симфонии — лучшие его вещи примерно по всем параметрам — глубоко интроспективны и совершенно не смотрят на окружающий мир. В них с ходу слышна и глубокая трагическая грусть, и столь же глубокая надежда на лучшее — см., например, финал пятой симфонии, первую часть шестой или всю седьмую симфонию целиком. Если 2015-му и давать какую-то оценку, то, как по мне, это был очередной тяжелый год непроходящих бедствий и трагедий — и музыка Сибелиуса в таком разрезе очень кстати напоминает, что отчаиваться не стоит. За каждой ночью придет рассвет, за каждой зимой — весна, журавли улетят на юг — но обязательно вернутся.
Фотография: Архив Олега Соболева