МузыкаНовое имя:
Романтики новой волны
Dzierzynski Bitz
Ностальгирующая группа из Киева, смотрящая в будущее
дарья татаркова
Каждую неделю мы рассказываем о перспективных новичках в рубрике «Новое имя», но случается так, что талантливые и крутые ребята годами пишут музыку, а их не то чтобы не замечают, но как-то до массового слушателя их старания не доходят. В сегодняшнем материале речь пойдет об «Оркестре Дзержинского» — ребятах из Киева, играющих мелодичную музыку с привкусом ностальгии. Как это часто бывает, группа появилась далеко не вчера, но чтобы на нее обратили внимание, понадобился не один год и не одна смена состава. Даже сейчас Dzierzynski Bitz немного проплывает мимо — объясняем, почему это совершенно незаслуженно.
«Оркестр Дзержинского», вопреки тому, как звучит название, не имеет ничего общего ни с классической музыкой, ни с Железным Феликсом. Более того, после прослушивания хотя бы пары песен все неприятные ассоциации с хладнокровным чекистом отойдут далеко на второй план. Dzierzynski Bitz играет невероятно добрую музыку, которой каким-то невероятным образом удается не скатываться в пошлость, сохраняя при этом нужную долю лиричности, — редкое умение, особенно для поющих преимущественно на русском.
Dzierzynski Bitz можно было видеть еще в конце нулевых — тогда это были и другие люди (за исключением основателя группы), и другая музыка, просто под тем же названием. Если кто-то ходил на них в 2007-м в клуб «Гоголь» или фестиваль Avant в 2008-м, могут смутно помнить, как это выглядело. С тех пор группа пережила свои взлеты и падения, в какой-то момент остановившись на вторых. Два года назад же ситуация поменялась, и тогда уже о них вспомнили и заговорили по-другому. Их первый полноценный альбом вышел совсем недавно — в 2012-м, после чего стало понятно, что в этот раз, похоже, «Оркестр Дзержинского» готов задержаться на местной сцене. В этом году они несколько раз сыграли в Москве, не без трудностей с организацией и с бессменной аудиторией, едва ли превышающей пару десятков человек, — может быть, новый альбом поправит подобное положение вещей.
Члены «Оркестра» взяли себе карикатурные псевдонимы вроде Войцеха Дзержинского или Павла Кротевича, чтобы, с одной стороны, максимально дистанцироваться от своих личностей вне музыки, с другой — ненароком привнести тот самый восточноевропейский флер, на который эти имена непрозрачно намекают. Официально группа базируется во Внутренней Словакии, Павловце-над-Ухом, где бы это ни было, фактически же — в Киеве. В их музыке слышно что-то от советской эстрады, из который вынули любой отголосок пафоса, добавив синтезаторов и пронзительно искренние тексты про неудобные грани повседневности. В конце концов, кто еще по-русски решался спеть о любви к полной девушке без кривляний и лишнего фетишизма.
Кажется, что Войцех со товарищи сделали столь нужную вещь в русскоязычной музыке, которую мы уже давно заждались: нащупали звук и манеру написания текстов, в которых можно рассказать о чём угодно как оно есть — без издевательств и едкой иронии, к которой непременно прибегают, чуть задев «неловкую» тему. В пятницу группа выпустила новый альбом, его можно купить, например на iTunes. Здесь всё то же, что и раньше, только еще лучше (а синтезаторов еще больше). По какой декаде ностальгируют больше — 30-м или 80-м, — уже сказать сложно, если и ностальгируют вообще. Но это совсем неважно, учитывая, что это, определенно, один из лучших русскоязычных альбомов года, который легко станет идеальным саундтреком к Новому году например.
Фотографии: Dzierzynski Bitz