МузыкаYo, bitch: Как ссорятся дивы хип-хопа
Объясняем, как не надо себя вести, на примере самых ярких конфликтов рэп-исполнительниц
Сегодня, как никогда, известные женщины стараются поддерживать друг друга и вместе отстаивать свои права, будь то право выставлять напоказ собственную сексуальность (вспомните, как Аманда Палмер вступилась за обруганную со всех сторон Майли Сайрус) или борьба за гендерное равноправие (на эту тропу на днях ступила Эмма Уотсон). Вместе с тем никуда не делось главное тайное желание каждой женщины — быть самой классной на свете и ходить в короне, пусть и метафорической. Во многом именно на этой амбиции строится хип-хоп-культура, где публичные ссоры рэперш (они же бифы) легко могут вылиться не просто в новый трек, унижающий соперницу, но и закончиться жестким рукоприкладством. Мы поддерживаем здоровую конкуренцию, но конфликты между хип-хоп-дивами зачастую не имеют с этим ничего общего и балансируют на грани не слишком искрометной пиар-шутки и реального оскорбления.
Однако даже рэперши, и те начали относиться друг к другу с большим пониманием. Так, на прошедшей недавно BET Awards, главной церемонии в области черной музыки, Ники Минаж, пятый раз кряду забирая домой статуэтку «Лучшая хип-хоп-исполнительница», выдала речь, многими воспринятую как нападки на Игги Азалию. Позже Ники подчеркнула, что Азалию любит-уважает и вообще выступает за единение всех рэперш. Вдохновившись элегантно завершившейся ссорой Ники и Игги, вспоминаем самые громкие конфликты рэперш, но исключительно с одной целью — напомнить, что пусть следить за такими ссорами увлекательно, поступать так не надо даже с самыми заклятыми подругами.
Текст: Влад Илькевич
Азилия Бэнкс против Энджел Хейз
Самый запоминающийся биф последней пары лет начался на ровном месте, зато культивировался в благоприятных для холиваров условиях твиттера. Однажды в начале 2013 года Азилия Бэнкс твитнула, что некоренным нью-йоркцам не стоит претендовать на власть в городе. Энджел Хейз, уроженка Детройта и автор песни «New York» со словами «я правлю Нью-Йорком», восприняла это на свой счет и пригрозила коллеге, конкурентке и, похоже, некогда подруге пырнуть пером под ребро. Бэнкс выразила свое удивление такой реакцией, а дальше завязалась кутерьма с оскорблениями на тему цвета кожи (притом что обе рэперши — афроамериканки), упоминанием флирта в реальной жизни (обе — бисексуалки) и язвительными комментариями в адрес состояния волос друг друга (хотя прическам обеих позавидует любая). После ряда относительно ребяческих оскорблений в микроблогах Энджел выпустила «записанный за 20 минут с Дипло» дисс-трек «On the Edge» с, прямо скажем, неудачным фото Бэнкс на обложке и подколками на тему постоянно откладывающегося альбома последней. На это Азилия ответила выпуском собственного дисс-трека «No Problems» и твитом, что Дипло лично уверил ее, что «On the Edge» была написана за полгода до того. В ответ Хейз выложила откровенно слабую песню «Shut the Fuck Up». В итоге биф скатился в абсурд после вовлечения в скандал селебрити-блогера Переса Хилтона на стороне Хейз, характеристики «педик» в его адрес со стороны Бэнкс, призывов GLAAD извиниться перед Хилтоном и разгоревшегося в СМИ скандала.
Лил Ким против Ники Минаж
С тех пор как Ники Минаж пришла к успеху и мировой популярности, она была вовлечена в бифы со всеми, кем только можно представить, но самый яркий — с Лил Ким. Ким начала заварушку, обвинив Минаж в копировании ее стиля и имиджа. Песня Ники «Roman’s Revenge» была явным ответом на притязания Ким и очевидным дисс-треком, но позже в интервью Минаж это отрицала. Далее в другом интервью Минаж обвинила Лил Ким в разжигании костров со всеми коллегами по цеху и заявила, что Ким стоило бы попадать в сводки новостей благодаря новым трекам, а не из-за наездов на коллег по цеху. После этого Лил Ким выпустила микстейп с названием «Black Friday» — отсылкой к названию дебютного альбома Минаж. На обложке микстейпа красовалась отрубленная голова Минаж, и Ким угрожала ей расправой в каждой песне, но эти амбиции были никак не подтверждены качеством музыкального материала. В таком контексте вышедший позднее сингл Ники «Stupid Hoe» был также воспринят как очевидный дисс. Впоследствии Ким стала в интервью называть Ники «отвратительной» и «коварной», и в итоге Минаж приняла более элегантное с точки зрения самопиара решение назвать в одном из интервью Лил Ким своей ролевой моделью и источником вдохновения. Впрочем, нападки Ким не прекратились и после этого, а конфликт просто перешел в вялотекущую фазу.
MC Lyte против Антуанетт
Один из первых бифов в истории женского хип-хопа начался с того, что Антуанетт выпустила вместе с продюсером Хёрби Азором трек «I Got An Attitude». Проблемы начинались с того, что юная эмси выпустила дисс в адрес уже известной на тот момент MC Lyte, при этом используя бит, как минимум очень похожий на таковой в песне «Top Billin’» Audio Two. Ситуация усугублялась еще и тем, что Майк и Гизмо из Audio Two были родными братьями MC Lyte. Так как на дворе стоял 1988 год и до появления твиттера оставалось 20 лет, Lyte решила выразить свое недовольство в дисс-треке под названием «10% Dis». Антуанетт решила не отступать и выпустила в ответ песни «Lights Out, Party Over» и «Unfinished Business». MC Lyte поставила жирную точку в споре треком «Shut the Eff Up! (Hoe)», в котором обвинила Антуанетт в легком поведении и пригрозила засунуть ее голову в блендер. MC Lyte теперь единственная сольная рэперша, получившая награду BET «За жизненные достижения», а статья об Антуанетт в Википедии занимает две строчки, так что, похоже, время само расставило акценты.
Фокси Браун против Лил Ким
Самый эпичный женский биф хип-хопа начался в конце 90-х, а его отголоски слышатся до сих пор. Ким и Фокси обе выросли в Бруклине, ходили в одну и ту же школу, в одно время стали протеже видных рэперов (Notorious B.I.G. и Джей-Зи соответственно) и даже вместе снялись на обложке журнала The Source. Но девушки избрали схожий стиль и тайминг релизов, и стало очевидно, что Боливару не вынести двоих. Слухи о трениях между артистками стали явью, когда Ким на заглавной песне со своего альбома «The Notorious K.I.M.» предъявила претензии к щербинке в зубах Фокси и качеству ее текстов. Фокси ответила куплетом на треке Capone-N-Noreaga «Bang Bang». Все пошло не так, когда в 2001 Капоне со свитой столкнулись с Ким и ее друзьями в студии: началась перестрелка, и один человек был ранен. В 2005-м Ким на год села за решетку за ложь под присягой по этому делу. Годы спустя, в 2010-м и 2013-м, Фокси выпускает очередные дисс-треки про взлет и падение Ким, а та в интервью заявляет, что даже не хочет говорить о Браун. Кажется, этот топор войны еще не скоро будет зарыт.
Фокси Браун против Джеки-О
Пока Лил Ким отсиживалась в тюрьме, Фокси Браун было явно скучновато жить. Ее новой оппоненткой стала рэперша из Майами Джеки-О. После нескольких камней в огород друг друга в интервью девушки столкнулись в студии звукозаписи в самом Майами в начале 2005 года. И тут термин «кошачья драка» принял самый что ни на есть прямой смысл. Джеки якобы не соблюла полагающийся церемониал и не выказала при встрече достаточную уважуху своей коллеге, — и в дело пошли кулаки и ногти. «Я пришла, чтобы поработать, — высказалась позднее Джеки. — Не знала, что выиграю в состязании по надиранию задниц». Джеки продолжила почивать на лаврах, выложив трек «TKO» с подробным описанием потасовки и высказанным предположением, что Бруклин заслуживает кого-то получше Браун как своего представителя. Фокси ничего не остается, как стыдливо отрицать инцидент.
Трина против Кайи
Горячая кровь девушек из Флориды не дает им сосуществовать спокойно в мире хип-хопа. Очередной биф на ровном месте развела Кайя Шамон Чемберс, более известная как Кайя. Однажды она высказала мнение, что заслуживает звание «Королевы Юга», в то время как Джеки-О и еще одной товарке по цеху развратных полуголых рэперш Трине на такое претендовать не стоит. Трина выпустила дисс-трек «What’s Beef?» в котором нашла для Кайи более подходящий титул «Грязная сука Юга» и прошлась по всем стандартным оскорблениям в адрес внешних данных, сексуальной доступности и недостаточности талантов конкурентки. Кайя ответила песней «Hit Em Up». Но в итоге абсурдность спора за титул «Королевы Юга» между двумя леди, использовавшими чужие минусы, одна из которых вообще родом из Филадельфии, стала слишком очевидна — и пресса потеряла интерес к происходящему.
Роксана Шанте против всех
Позиция «все умрут, я изумруд» является достаточно типичной для мира хип-хопа и, само собой разумеется, для женщин в этом суровом мире напасть на всех сразу бывает единственным возможным сценарием. Так поступила в 1991-м Роксана Шанте, выпустив песню под названием «Big Mama», в которой большая мамочка полила ровным слоем унижения всех звезд женского хип-хопа того времени, как то: Куин Латифу, MC Lyte, Yo Yo и Salt-N-Pepa. В этом диссе Шанте заявляет, что не в игры пришла играть, и перемывает кости всем, кто попал под горячую руку. Ответная реакция в итоге последовала только от Куин Латифы, выпустившей трек «I Can’t Understand», в котором она начинает с «Отче, прости меня, ибо я согрешила — уничтожила очередную рэпершу-доходягу». Учитывая, что Шанте так и не выпустила ни единого альбома после этого, Куин была не так уж далека от истины. Но основу для партизанской деятельности Азилии Бэнкс Роксана точно заложила.
Азилия Бэнкс против Игги Азалии
Сразу оговоримся, что полноценным бифом это противостояние можно назвать с трудом. Когда в начале 2012-го на небосклоне женского хип-хопа засияли две рэперши с такими похожими именами, стало сразу ясно, что скандала не миновать. Когда маститый хип-хоп-журнал XXL составил список перспективнейших новичков 2012 года, а Игги оказалась единственной девушкой в списке и на обложке, в Азилии взыграла ревность. Бэнкс выразила в своем твиттере возмущение тем, что белую девушку, провозгласившую себя в одном из треков «повелительницей беглых рабов», вообще взяли на обложку хип-хоп-журнала. Азалия извинилась за оскорбительный текст, но отказалась погружаться в биф. Что ж, как оказалось позднее, найти новую цель для своих выпадов для Бэнкс не проблема.