Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МузыкаЧестные выборы:
Лили Аллен vs Ликке Ли

К выходу новых альбомов певиц сравниваем их музыку, взгляды на жизнь и отношение к себе

Честные выборы: 
Лили Аллен vs Ликке Ли — Музыка на Wonderzine

В начале мая вышли новые пластинки у двух совсем не похожих друг на друга и, давайте будем честны, слегда подзабытых певиц: печальной шведской инди-дивы Ликке Ли и повзрослевшей английской хулиганки Лили Аллен. Для обеих это третьи альбомы, обе работали над ними с американским поп-продюсером Грегом Керстином и обе приезжают летом в Россию — Лили сыграет новый материал в Москве 10 июня, Ликке — 29 июня. Прежде чем покупать билеты на концерты певиц, мы решили разобраться, чьи взгляды на жизнь нам ближе и с кем из них мы теоретически могли бы крепко подружиться: послушали, о чем они поют, посмотрели — что носят, а также изучили их отношение к мужчинам и мнение о роли женщины в обществе.

Текст: Влад Илькевич

 

 

Третий альбом

 

Третья пластинка зачастую является решающей в творчестве исполнителя. После громкого дебюта ожидания публики завышены, так что над вторым альбомом артист работает в контексте постоянного сравнения с первым. Третья же пластинка обычно выводит на чистую воду, задает тон всему творчеству музыканта и является чем-то вроде заявки на будущее. 

«I Never Learn» Ликке Ли — самый короткий альбом в дискографии певицы (всего 33 минуты) и самый хлесткий. Каждая песня здесь посвящена боли недавнего расставания, превратностям любви и глубокой депрессии. На обложке — Ликке в черной вуали, что сразу вызывает библейские ассоциации, а траурные черные тона, сдержанность во взгляде и скорбное выражение лица делают из шведки ни дать ни взять Пьету, переживающую боль утраты. На альбоме нет ни одной хотя бы отдаленно позитивной композиции, и уже этим Ли вполне заслуживает эпитет «женский Radiohead». Ликке в очередной раз гипертрофирует свои эмоции и превращает их в песни стадионного масштаба, состоящие сплошь из неприкрытых чувств певицы, которые накатываются на слушателя гигантскими волнами. Недаром еще в начале карьеры шведка рассказывала, что пение для нее сродни слезам — такой же интимный и откровенный процесс.

«Sheezus» Лили Аллен, напротив, полон энтузиазма и энергии. У певицы счастливая семейная жизнь, два ребенка, так что после четырехлетнего перерыва она возвращается в игру с дерзким и нахальным альбомом. Судите сами: названием пластинки Лили очевидно пародирует «Yeezus» Канье Уэста и одновременно феминизирует заглавие последнего альбома рэпера; в заглавной песне целую строфу поет о месячных, а в других критикует гендерные стереотипы, осуждает жизнь светских львиц и, например, хвастается постельными способностями своего супруга. На обложке «Sheezus» Аллен сидит на крыльце условного дворца в окружении стайки корги, что наряду с инициалами на гербах и гравировкой «разделяй и властвуй» просто кричит о королевских амбициях. Сложно избавиться от ощущения, что британке не терпится разжечь очередной холивар и высказать свое мнение по всем накопившимся вопросам. Но, в конце концов, чего еще мы могли от нее ожидать?

В общем и целом обе певицы более-менее ровно продолжают исследовать тематику, заданную предыдущими релизами, логично наращивая обороты и выкручивая рукоятку откровенности до максимума.

 

 

 

Мода 

 

В одежде Ликке любит минимализм, многослойность и просторные вещи. На концертах зачастую закрывает лицо вуалью, носит много (очень много) черного и комбинирует мужские майки с юбками в пол. Не забывает шведка и про многочисленные аксессуары — от обилия колец до громоздких подвесок. Лили начинала карьеру в образе девочки-подростка, сочетая девчачьи платья с кроссовками при каждом удобном случае. Постепенно склонилась в сторону женственности, и теперь уже не сосчитать, сколько платьев Chanel певица перепробовала. При этом Аллен остается верна безумному нейл-арту и кроссовкам со светодиодами в подошве. Обе певицы кроме рекламирования одежды также отличились и на дизайнерском поприще: Лили придумывала вещи для New Look, а Ликке в этом году объявила о создании почти целиком черной коллекции для бренда & Other Stories. Как видим, у каждой из наших героинь за годы сформировался свой стиль, который в целом отражает характер их творчества.

 

 

 

Роль женщины в обществе

 

Что касается роли женщины в обществе, у девушек схожая и в какой-то степени предсказуемая позиция: они обе громко выступают против объектификации женщин. Каждая из них выразила свои взгляды в том числе и в творчестве. Ликке в своем хите «Get Some» со второго альбома иронично называет себя проституткой, высмеивая овеществление женского тела (хотя ирония сначала была очевидна не всем). Лили же посвятила феминистским темам значительную часть новой пластинки и, в первую очередь, песню «Hard Out Here» — в ней певица обличает гендерные стереотипы, а клип на трек высмеивает все мизогинистские хип-хоп-видео, в том числе скандальный «Blurred Lines» Робина Тика. Обе певицы регулярно высказываются о неравенстве полов и в прессе, правда, Лили на фоне тематики нового альбома делает это не в пример чаще.

 

 

 

Музыкальная индустрия

 

Ликке считает, что прямо сейчас музыкальная индустрия не так уж несправедлива к женщинам, которые могут получить такие же возможности, деньги и власть, как и мужчины. Куда больше ее раздражает стереотипное представление об образе привлекательной женщины: шведка не в восторге от конвейера по накладыванию мейкапа и смене платьев, так что сама предпочитает одеваться на громкие мероприятия без пафоса, например, в балетки и брючный костюм, как на «Грэмми-2012». У Лили претензий к индустрии накопилось больше: кроме недовольства из-за нехватки женщин в рядах топ-менеджеров Аллен также возмущает приписывание успеха певиц мужчинам-покровителям, как в случае с Джей-Зи и Бейонсе и Марком Ронсоном и Эми Уайнхаус. Другой камень преткновения для Лили — тон и позиция, с которой смотрят боссы на исполнительниц, граничащие с унизительными. За пределами гендерных вопросов отношение обеих певиц к индустрии не выглядит враждебным: обе являются протеже Warner Music Group и исправно выполняют свои контрактные обязательства.

 

 

 

Мужчины и отношения

 

О личной жизни Ликке Ли известно крайне мало. Главным образом то, что каждый ее альбом вдохновлен разрывом очередных отношений. Шведка поет о своей ранимости и бесконечной преданности, и, конечно, одиночестве, которое следует за расставанием с любимым человеком. На таком фоне амурные дела Аллен выглядят общественным достоянием: она вышла замуж за декоратора Сэма Купера в 2011 году. Если до отношений с ним Лили в своих песнях обходилась с мужчинами довольно жестоко, то такие треки на новом альбоме, как «L8 CMMR» и «As Long As I Got You», полны уважения, горячих чувств и гордости за супруга. В общем, редкая исполнительница не затрагивает тему отношений в музыке, а уж у наших героинь автобиографичность песен в этом плане зашкаливает.

 

 

 

Семья и родственники

 

Ликке выросла в странствующей по миру семье хиппи с довольно свободным воспитанием, бегала голышом по рейвам в индийской глуши и жила в одной комнате с проституткой в Марокко. Отец певицы под псевдонимом Zilver Zurfer участвовал в шведской регги-группе Dag Vag, мать была фотографом и завсегдатаем легендарного нью-йоркского клуба «Studio 54». Сестра Ликке Зара некоторое время выступала с ней в туре в качестве бэк-вокалистки.

Семья Лили более консервативна, хотя тоже сплошь состоит из людей творческих: отец певицы Кит — актер кино и телевидения, снявшийся в том числе в фильме «На игле» Дэнни Бойла. По его стопам пошел и младший брат Лили, Альфи, хорошо известный широкой публике по роли Теона Грейджоя в «Игре престолов» — вероятно, уговоры Лили взяться за голову и заняться делом из ее песни «Alfie» возымели эффект. Мать Лили — и вовсе влиятельный кинопродюсер. В ее послужном списке, например, есть фильм «Елизавета» с Кейт Бланшетт, в котором засветилась и сама Лили в нежном возрасте. Как видно, взросление в творческой среде не оставило обеим певицам выбора, и приятно то, что каждая из них превзошла славу своих родственников.

 

 

 

Главные хиты и их судьба в России

 

Главным хитом шведской дивы является незабвенная «I Follow Rivers» со второго альбома «Wounded Rhymes». Песня стала настоящим прорывом для Ликке: принесла ей первые места в чартах по всей Европе и кавер в сериале «Glee». Еще большую популярность трек обрел в форме ремикса бельгийца The Magician. Его версию «I Follow Rivers» какое-то время можно было услышать на каждом танцполе планеты; в России ремикс до сих пор звучит рингтоном чуть ли не чаще, чем всенародный хит LMFAO «Sexy and I Know It». Впрочем, если эту песню Ликке наши соотечественники знают и любят, то о самой певице большинство не слышали. Ли в разговоре о популярности «I Follow Rivers» называет крутым то, что песня нашла новые и разные аудитории. Чуть ранее слушатели обратили внимание на Ликке благодаря песне «Possibility», написанной для вторых «Сумерек». Изначально певица не горела желанием участвовать в создании саундтрека, но после предпросмотра картины решила не упускать шанс стать частью такого крупного проекта.

У Аллен самой известной композицией можно считать «Fuck You», набравшую популярность во многом благодаря своему откровенному названию. Задорная песня с чертами бродвейских мелодий без прикрас рассказывает о том, что конкретно не устраивает певицу в президенте Буше и куда ему стоит отправиться. В итоге контекст со временем размылся, и «Fuck You» стала универсальным способом сказать кому-то «да пошел ты». Как и некоторые другие синглы с первых альбомов Аллен («The Fear», «Not Fair», «Smile»), песня активно ротировалась на российском радио и телевидении сразу после релиза, но у нас певица все же известна скорее своими дебошами и громкими высказываниями в интервью. 

И Ликке, и Лили в июне приезжают с выступлением в Россию. Уже сейчас с большой уверенностью можно сказать, что значительную долю посетителей составят те, кто знают в их репертуарах две-три самых популярных песни.

 

 

 

Актуальность сегодня

 

Ликке возвращается с новой записью после трехлетнего перерыва, и музыкально новая работа очень близка к предыдущей пластинке, настолько, что кажется, что новые песни просто три года пылились на полке. Меж тем за это время появилось целое поколение новых меланхоличных исполнителей, а некоторые из них уже и эволюционировать успели. Критики уже оценили «I Never Learn» положительно, но реакция широких масс станет ясна только по итогам продаж и посещаемости концертов. Хотя в том, что отбоя от слушателей на летних фестивалях точно не будет, сомнений нет.

Лили отсутствовала на сцене, за редкими исключениями, четыре года. Певица сама признается, что находилась в некотором отрыве от происходящего на музыкальной арене. Слушая ее новый материал, испытываешь постоянное ощущение, что музыкально Лили повторяется. Это немного сглаживается тем, что с материнством, замужеством и феминизмом она открывает для себя новые темы. Но этого пока оказалось недостаточно, чтобы заслужить благоприятные отзывы критиков. А заставить о себе говорить у Лили получилось опять на ура.

 

 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться