Музыка15 альбомов прошлого
года на каникулы
Важные пластинки 2013 года — от Канье Уэста до Lorde, — которые не дадут умереть с тоски на праздниках
Зимние каникулы — отличный шанс наверстать упущенное за год:
посмотреть лучшие сериалы и фильмы, прочитать пару книг — все, на что не хватало времени раньше. Отдельным пунктом стоит музыка: под нее можно и валяться на диване дома, и веселиться с друзьями, и гулять в одиночестве. Мы собрали 15 альбомов прошлого года, которые точно стоит послушать на праздниках, если вы не сделали этого раньше.
Артем Макарский
Kelela «Cut 4 Me»
Fade to Mind
Прогрессивная электроника в последнее время все чаще пытается заигрывать с поп-музыкой (или наоборот), но ни у кого в этом году не получилось сделать это настолько изящно, как у Келелы Мизанекристос. Официально это даже не альбом, а микстейп, но памятуя о том, какие микстейпы делал The Weeknd, это совсем не проблема. Два передовых и дружественных друг другу лейбла, Night Slugs и Fade to Mind, помогли певице с музыкой, а она, в свою очередь, добавила композициям жизни — получилось вкрадчиво и красиво.
Джеймс Блейк «Overgrown»
ATLAS/A&M/Polydor
Принц британского дабстепа на своем втором альбоме поет о еще более интимных вещах, чем раньше, а прерывающиеся и смущающиеся самих себя песни теперь звучат во весь голос. Там, где были нарезанные тихие аккорды фортепиано, появились щелчки, сирены и прочие неуютные звуки. То ли дискотека для одного, то ли послевкусие от нее, в любом случае — для всех и для каждого: если «James Blake» необходимо было пропустить сквозь себя и немного расслушать, то «Overgrown» — гораздо более доступный для понимания альбом.
Oneohtrix Point Never «R Plus Seven»
Warp
Тихий (не в плане музыки, а по жизни) бруклинский электронщик Дэниэл Лопатин создает на своих альбомах целый мир — постоянно меняющийся калейдоскоп образов и событий, за которым иногда очень сложно уследить. «R Plus Seven» может казаться одновременно и великолепной записью, и нагромождением звуков. Прислушавшись же, можно понять — Лопатин здесь повествует о жизни человека в современном мире, неуютном, слишком изменчивом, и о жизни эмигранта в Америке. На выходе получается в чем-то личная и точно попадающая в цель работа.
Бейонсе «Beyonce»
Parkwood/Columbia
Вышедшая в конце года и оттого не попавшая, кажется, ни в один список лучших альбомов, пятая пластинка Бейонсе могла бы оказаться там, если бы итоги года не подводились заранее. Там, где коллеги по цеху привлекают сумасбродством и доминирующим над всем евродэнсом, «Beyoncé» берет спокойствием, чувствующимся даже в танцевальных треках. Здесь много баллад и приглашенных гостей, да и общая лиричность альбому очень идет. Одним словом, королевский релиз.
Arcade Fire «Reflektor»
Merge
Четвертый альбом канадской группы отличается от других более электронным звучанием и влиянием африканской музыки, не в последнюю очередь благодаря продюсеру Джеймсу Мерфи. Первый же трек, в котором принимают участие Кид Коала и Дэвид Боуи, может ввести в заблуждение: на остальных песнях именитых гостей не будет, а танцевальное звучание сменится крепко сбитым роком. В целом «Reflektor» — очень красивый альбом о любви и потере, которая постепенно сменяется принятием; взгляд назад, впрочем, никогда не бывает лишним.
Джастин Тимберлейк «The 20/20 Experience»
RCA
В прошлом году никто и подумать не мог о том, что подающий надежды актер Джастин Тимберлейк вернется в поп-музыку, — и как вернется. Если первая часть двойного альбома «The 20/20 Experience» оборачивалась эдаким ретро-футуризмом, то вторая, по сути, является продолжением прошлой пластинки Джастина «FutureSex/LoveSounds» — как будто и не прошло с того момента семь лет. Тимберлейк понимает, что сегодня он может стать королем — и потихоньку им становится. В любом случае, «The 20/20 Experience» — масштабная и роскошная работа, как бы к ней ни относилась западная критика.
HAIM «Days Are Gone»
Polydor
Три сестры Хаим на концертах, говорят, умеют зажечь, но на альбоме их песни скорее заставляют вспомнить о солнечных днях: это композиции, кажущиеся не очень обязательными до тех пор, пока не начнешь слушать их снова и снова, что оправдывает все сравнения с Fleetwood Mac и Phoenix. От первых взято немного фолка и умение сочинять запоминающиеся песни, от вторых — умение скрестить рок и электронику так, чтобы звучать и стильно, и резво одновременно. В сущности, «Days Are Gone» — это именно та музыка, которую могут играть девушки в солнечных очках, сидя в шезлонгах.
Канье Уэст «Yeezus»
Def Jam
Поначалу кажущийся очень грязным и шершавым, на деле альбом Канье Уэста оказывается очень продуманным и несколько выхолощенным: правило нового времени «что позволено Юпитеру, не позволено быку» Уэст нарушает мастерски и вслед за Death Grips пускается во все тяжкие. Крики, сбивающиеся мелодии, резкие звуки синтезаторов и трэп: все это слилось в единый и монолитный альбом человека, который хоть и говорит с Иисусом напрямую, но все равно болтает о себе. Практически произведение искусства, а не альбом.
M.I.A. «Matangi»
N.E.E.T./Interscope
Майя Арулпрагасам, выпускница Сент-Мартинс и дочь политического активиста из Шри-Ланки, вот уже второй альбом посвящает самой себе (первые два были названы в честь отца и матери соответственно), и в отличие от зубастого уже на уровне названия «/\/\/\Y/\» на «Matangi» все гораздо веселее. Музыка стран третьего мира и мантры остались на месте, но к ним добавились и новый R’n’B, и лучшая часть альбома, в которой четче проявляется британский период жизни Майи, — с сэмплами из Blur и музыкой, напоминающей о пиратских станциях.
Rhye «Woman»
Polydor
Все песни только о любви и о прекрасной даме: дуэт Rhye записал настолько утонченную пластинку, что другую такую еще поискать надо. Ангельский голос Майка Милоша, порхающие клавиши и томные синтезаторы — все это заставляет и без того расслабленный жанр софисти-поп звучать еще более беззаботно. Даже самые солнечные мотивы здесь блеклые, будто это воспоминания: пусть «Woman» и похож на выцветшую фотографию, но люди на ней очень красивые.
Джон Хопкинс «Immunity»
Domino
До последнего времени Джон Хопкинс выпускал не слишком заметные альбомы и все время оставался на вторых ролях: помогал Брайану Ино в записи «Viva La Vida» Coldplay и записывался с тихим бардом Кингом Креозотом. Теперь все иначе: к четвертому альбому Хопкинс добился заслуженной популярности, и теперь ему подпевают не только Креозот, но и Purity Ring с Наташей Хан из Bat for Lashes. «Immunity» же — часовой экскурс в электронику завтрашнего дня с невероятной плотностью звучания.
Savages «Silence Yourself»
Matador, Pop Noire
Обложка альбома хорошо описывает его содержимое: это складная монохромная меланхоличная запись, сделанная на радость любителям старого постпанка и рок-периода Пи Джей Харви. На «Silence Yourself» Savages звучат несколько старомодно и одновременно вне времени, а держатся с достоинством и отрешенностью. Впрочем, под конец записи летящие с самого начала искры превращаются в костер, но ощущение, что ты смотришь на него со стороны.
The Knife «Shaking the Habitual»
Rabid
Один из самых впечатляющих уже на уровне задумки альбомов, в котором самый короткий трек длится 55 секунд, а самый длинный — 19 минут, и каждый из них одинаково важен. Действительно потрясший устои в момент выхода, позже альбом несколько затерялся, и о нем мало вспоминали. Но зря: за вычетом экспериментальных дроун-треков это мощная поп-пластинка. Находящийся между оперой The Knife о Дарвине и любимым многими их альбомом «Silent Shout», «Shaking the Habitual» показывает, как можно в очередной раз изобрести себя заново и остаться такими же, только краше.
Скай Феррейра «Night Time, My Time»
Capitol
Скай Феррейра пять лет безуспешно пыталась добиться успеха, но получилось у нее это только в прошлом году. Что характерно, ее песня-прорыв называлась «Все обременительно». Выход «Night Time, My Time» переносился несколько раз, во время записи певица связалась с инди-рокерами, так что на альбоме можно услышать пауэр-поп, в котором мощь и напряжение вывернуты до предела. Режущие синтезаторы и гитары, прыгающие звуки ударных, а все вместе — очень злая и наглая запись, каких сегодня очень не хватает.
Lorde «Pure Heroine»
Universal
Немного странно осознавать, что у Ланы дель Рей уже появились последовательницы, но 17-летняя Элла Йелич-О’Коннор берет не только этим: ее самые удачные песни совсем на Лану не похожи. В то время как Рей спекулирует на американских мифах, Lorde попросту поет о плюсах и минусах обычной подростковой жизни, в которой есть место мечтам. «Pure Heroine» напоминает об Адель, Робин, The xx и при этом ни о ком конкретно. Из него четко ясно, что собственный голос Lorde только формируется, но он определенно есть.