Официантки в мировом кино
Официантки в мировом кино
В реальной жизни официантка, не конкретный человек, а абстрактный образ, может поссорить известный журнал с известным дизайнером. В кино это не менее важный персонаж. Официантка может одновременно воплощать тяжелую женскую долю, феминизм, фрустрации и нереализованные амбиции или наоборот стремление к светлому будущему.
Амели (Одри Тоту, «Амели»)
Дурочка с Монмартра — самая отмороженная официантка в этом списке. Для нее стоять у кого-то за спиной и таскать тарелки – вершина ее жизненных достижений. Она совсем не желает большего, только работать в кафе и тайно помогать окружающим в бесполезных вещах. Ее счастье — инфантильный воображаемый мир и носатый водитель мопеда Нино, такой же чудак как она.
Блис (Элен Пэйдж, «Катись!»)
Девочка из провинциального техасского городка проводит лучшие годы жизни в поросячьей закусочной «Хрю-хрю». Главная ее мечта — покинуть родное болото и участвовать в жестком роллер дерби в столичном Остине. Любопытно как меньше, чем за сто лет изменилось положение официанток в кино. В «Городской девушке» (1930 год) Фридриха Вильгельма Мурнау официантка, привезенная из Чикаго в деревню, была воплощением новой жизни. У режиссера Дрю Берримор все наоборот: нет ничего провинциальнее, чем работница столовой, и героиня всеми силами стремиться сменить профессию и уехать в город.
Джоанна (Дженнифер Энистон, «Офисное пространство»)
Персонаж Дженнифер Энистон в эпосе Майка Джаджа об офисном рабстве иллюстрирует важное иксерское понятие «MacJob». По версии режиссера, прозябание главных героев в безликой IT конторе такое же безрадостное, как работа Джоанны в «Чаткиз» (издевательская версия «T.G.I. Friday’s»). Для самовыражения начальник (в этой роли сам Джадж) просит девушку надеть на себя побольше идиотских значков, но выразить себя в таком месте можно только одним способом — послать начальника подальше.
Дженна (Кери Рассел, «Официантка»)
«Официантка» — грустная комедия об освобождении женщины. Титульная героиня, беременна нежеланным ребенком, живет с мужем-уродом, любит другого женатого мужчину, да еще и работает в закусочной. Интересно, что самовыражение и надежду на выход из этого женского кошмара, официантка находит именно в своей работе — кормить хороших людей и печь для них гениальные пироги.
Хелен (Гвинет Пэлтроу, «Осторожно двери закрываются»)
У уволенной пиарщицы раздвоилась реальность. В первой она села на поезд, рассталась с бойфрэндом, нашла нового и главное — осталась пиарщицей. Во второй она опоздала на поезд, осталась с бойфрэндом, но вынуждена была работать официанткой и разносить бутерброды по офисам. Это не первый фильм, который иллюстрирует сражение персонажа за лучшую жизнь, надевая на этого персонажа официантский фартук, но Гвинет Пэлтроу в такой униформе сама по себе задает глубокий драматический конфликт.
Фрэнки (Мишель Пфайфер, «Фрэнки и Джонни»)
Даже одинокая аутичная официантка бальзаковского возраста может найти любовь, причем на работе. Он повар средних лет, недавно вышел из тюрьмы, одинокий, немного раздавленный жизнью — все, о чем она может мечтать. Немного разрушает реалистичность такого служебного романа то, что ее играет Мишель Пфайфер, а его — Аль Пачино.
Сесилия (Мия Фэрроу, «Пурпурная роза Каира»)
Вуди Аллен построил мир Сесилии как бесконечный кошмар и главным источником ужаса сделал ее рабочее место. Именно замызганное кафе заставляет женщину каждый день бежать в кинотеатр на один и тот же фильм. Мия Фэрроу в этой картине стала символом для всех, кто вечером идет с работы в кино и потом с трудом возвращается в реальность.
Сара (Линда Хэмелтон, «Терминатор»)
Будущее человечества зависит от официантки Сары. Поэтому само будущее и посылает к ней робота, чтобы убить и человека-спасителя. Сара Коннор уже в следующей серии этого фильма станет иконой феминизма — была официанткой, прошла психушку, стала самой сильной женщиной на свете. Но интересно, что собственно для спасения будущего икона сделала только одно — родила сына Джона
Фэй (Фэй Вонг, «Чункинский Экспресс»)
Фэй работает в маленькой забегаловке в центре Гонконга, потому что она дауншифтер. У нее простые приоритеты — накопить на билет и улететь, и ужасно простой образ жизни — включить погромче музыку, чтобы думать поменьше. Любовь сильно бы осложнила ее существование. Поэтому, когда ей приглянулся патрульный полицейский, Фэй лазила к нему домой в его отсутствие, убиралась и мыла посуду. У Вонг Карвая Фэй потом украл Жан Пьер Жене и сделал из нее Амели.
Вера (Людмила Гурченко, «Вокзал для двоих»)
Официантки в СССР для остального населения были источником зла, на втором месте после работников торговли. Отравительницы, воровки и, самое худшее, пионеры капитализма в социалистической стране. Этим можно объяснить агрессивную реакцию вышедшего пообедать на заступинском вокзале столичного пианиста на официантку Веру.
Текст: Владимир Захаров