Вышли из леса
О важной роли призраков, оборотней и зомби в тайском фестивальном кино.
В прошлое воскресение тайский режиссер Апичатпон Вирасетакун получил на Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни». В картине заглавный дядюшка медленно умирает. Его сознание вываливается из этого мира в иной. В кадр заходят призраки и мохнатые лесные духи.
В Таиланде делают много обычных жанровых фильмов про нечисть – голодных духов и зомби. Они, правда, почти не выделяются в широком паназиатском потоке хорроров про сводных братьев и сестер кривой девочки из старого японского фильма «Звонок». Но некоторым призракам повезло больше - они попали к режиссерам из тайской новой волны, ездили с ними на международные кинофестивали и сейчас, наконец, добились мирового признания. Вот некоторые этапы большого пути.
Любовь юной Нак
Nang Nak, 1999 год, режиссер Нонзи Нимибутр, трейлер
Экранизация популярной в Таиланде легенды о том, как любовь попирает смерть. Беременная Нак отправила мужа на войну, но не дождалась его возвращения – умерла родами. Она осталась в доме призраком, и когда супруг вернулся, заколдовала его, чтобы жить дальше вместе долго и счастливо. Соседей и остальных доброжелателей, которые пытались разрушить семью ненужной правдой, Нак убивала.
Фильм собрал на родине больше «Титаника», поехал по международным фестивалям, получил приз в Роттердаме. Для многих зрителей в Европе это был один из первых тайских фильмов в жизни. Бестелесная Нак протоптала дорогу в мир для других кинематографических духов, тайского артхауса, мэйнстрима и даже для отчаянного бойца Тони Джаа. Проводник Нак, режиссер Нонзи Нимибутр стал крестным отцом течения тогда же названного тайской «новой волной».
Тропическая лихорадка
Sud pralad, 2004 год, Апичатпон Вирасетакун, трейлер
Разрезанное на две части арт-полотно, замаскированное под фильм без сюжета. В первой половине солдат-гей влюбляется в случайного знакомого и ездит с ним на природу. Во второй солдат бегает по лесу от злого духа.
Вирасетакун получил за фильм приз жюри от Квентина Тарантино в Канне-2004. Картину фестивальная критика приняла плохо, поэтому награждение воспринималось как шутка. Сейчас после «Дядюшки Бунми» и зачисления режиссера в главные открытия XXI века уже не так смешно. Что касается призраков, то «Тропическая лихорадка» показала остальным режиссерам «новой волны», что тайская нечисть легко встраивается в любой, даже самый радикальный авторский контекст.
Гражданин пес
Mah Nakorn, 2004 год, Висит Сасанатиен, трейлер
Городская романтическая комедия про деревенщину в Бангкоке. Сюрреалистический рассказ о поиске лучшего друга с помощью законсервированных в банках с сардинами человеческих пальцев, о любви к уборщице – аутистке и о настоящих чувствах плюшевого медведя.
Несмотря на жанр, фильм не обошелся без потустороннего. Мертвая бабушка является к главному герою в теле ящерицы, убитый таксист-мотоциклист снова выходит на работу, а один из второстепенных персонажей – плюшевый медведь-алкоголик явно одержим лесным демоном.
Со временем к «Гражданину псу» из-за его легкости и яркости красок приклеился несправедливый, ошибочный ярлык «тайский ответ «Амели». Ведь невозможно представить, чтобы монмартрская официантка следила за реинкарнациями принцессы Дианы в гадов и грызунов, или чтобы каждое утро ей приносил свежие овощи добродушный зомби.
Невидимое
Pen Choo Kub Pee, 2006 год, Висит Сасанатиен, трейлер
История о приведениях в классическом тайском стиле. Беременная девушка в поисках своего потерянного мужа попадает в огромный особняк на отшибе, населенный странными людьми. Молодая женщина, посчитав, что пропавший муж где-то рядом, остается в доме и скоро начинает подозревать, что некоторые ее соседи не совсем живые.
Для Висита Сасанатиена режиссера «Слез Черного Тигра», «Гражданина пса» и сценариста «Любви юной Нак», «Невидимое» было шагом назад. Чужой сценарий и рамки чистого жанра не оставили места для авторских мотивов и сюрреалистических экспериментов. Режиссеру только и оставалось с визионерским упорством выпиливать образы упырей.
Нимфа
Nang mai, 2009 год, Пенек Ратанаруан, трейлер
Готический тайский хоррор о распаде семьи. Жена изменяет мужу с начальником, а муж фатально влюбляется в жестокую древнюю дриаду из соседних джунглей. Ушедшего к хтонической красавице мужчину безуспешно ищет полиция по всему лесу, но он неожиданно возвращается к жене сам уже наполовину деревом.
Почти все фильмы лучшего режиссера тайской новой волны Пенека Ратанаруана были так или иначе о смерти. Финал «69» и хэппи энд «Транзистора Мунрак» происходят уже в загробном мире. В «Невидимых волнах» Таданобу Асано в роли печального повара погибал, возвращался, чтобы отомстить обидчику, варил суп, ел мороженное и погибал снова.
Смерть в «Нимфе» Пенек Ратанаруан уравнивает с супружеской изменой. Для него они в равной степени непоправимы, и их последствия непредсказуемы. Авторское высказывание спрятано в довольно жуткий фильм ужасов, где самое страшное - живая тьма древнего леса. Кроме традиционных историй о духах, режиссер вдохновлялся второй половиной «Тропической лихорадки», а также занял у Дэвида Линча сову.
«Нимфа» попала в секцию «Особый взгляд» конкурса каннского кинофестиваля в 2009 за год до успеха «Дядюшки Бунми». Одинокий лесной дух отработал тогда как посол всей тайской нечисти – фильм ничего не получил, но снова обратил внимание европейских критиков и фестивальной публики на проблемы призраков и оборотней джунглей юго-восточной Азии. Так что от полученной Вирасетакуном «Золотой ветви» один или два золотых листочка заработаны нимфой, юной Нак и другими тайскими духами, что ездили по кинофестивалям раньше.
– Текст: Владимир Захаров