Вся жизнь - театр. Или кино?
В рецензиях на фильмы часто встречаются такие формулировки, как "театральная актриса", "театральный режиссер". При этом подразумевается, что "театральный" это некая качественная характеристика, обозначающая что-то особенное.
А действительно ли театр привносит в кино что-то свое и непохожее? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отобрали фильмы, снятые людьми театра за последнее десятилетие и заслужившие крупные награды, чтобы понять, что же такого особенного в этих "театральных".
Залечь на дно в Брюгге (In Bruges)
режиссер Мартин МакДонах, 2008
Награды: Номинация на Оскар за лучший сценарий, премия BAFTA Британской академии кино и телевизионных искусств, Золотой Глобус за лучшую мужскую роль (Колин Фаррелл). Фильм сразу же после выхода на экраны попал в список «250 лучших фильмов по версии IMDb».
Брендан Глисон, Мартин МакДонах и Колин Фаррелл
Двое наемных убийц приезжают в тихий пряничный город Брюгге ("В Брюгге? Где это?"), якобы, чтобы замести следы, и ждут дальнейших указаний босса. Указания эти оказываются для них неприятной неожиданностью, а вся история оборачивается абсурдным переплетением трагичных и смешных событий. Слово "fuck" в фильме повторяется 137 раз.
Хотя трейлер и оставляет другое впечатление, это спокойный фильм, с минимумом действия, полностью построенный на искрометных диалогах и глубоких проработанных характерах главных героев, что сразу наводит на мысли о театре и выглядит не так уж привычно для популярного кино.
Фильм снял Мартин МакДонах (Martin MacDonagh) – английский театральный режиссер ирландского происхождения. С 1997 года после постановки спектакля "Королева красоты из Линейна" на Бродвее, МакДонах был удостоен двух крупных театральных наград и стал одним из самых известных театральных режиссеров современности в мире. На его счету пара десятков успешных спектаклей и постановок по всему миру. Целых семь его пьес в постановках различных трупп идут и у нас: в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Саратове, Новосибирске и других городах.
С работами в кино он выступил только дважды и оба раза с большим успехом. Его дебютная кровавая трагикомедия "Шестизарядник" (Six Shooter) была удостоена Оскара за лучший короткометражный фильм, а про "Залечь на дно в Брюгге" вы уже все знаете.
Интим (Intimité)
режиссер Патрис Шеро, 2000
Награды: Премия Луи Деллюка и премия Голубой ангел Берлинского фестиваля за режиссуру, премия братьев Люмьер, премия ФИПРЕССИ на фестивале в Рио-де-Жанейро, номинация на Европейскую кинопремию.
История любовников, которые встречаются каждую среду и без лишних слов наспех занимаются сексом, не зная ничего друг о друге, даже имен. Все меняется, когда мужчина пытается выйти за установленные рамки, и узнает о своей любовнице чуть больше. Сцены секса в фильме показаны на грани уродливости и эстетства, а общее настроение пронизано бесконечным чувством одиночества и безнадежности.
Театральность фильма прослеживается скорее в его полном натурализме, как это ни парадоксально. "Интим" был растиражирован во многом за счет того факта, что все сцены секса в фильме происходят на самом деле.
Режиссер Патрис Шеро - звезда мирового уровня и отличается удивительным трудолюбием. На его счету 27 театральных постановок, 10 опер и 11 фильмов, многие из которых удостоены престижных наград, а также 7 актерских работ. Шеро закончил парижский лицей Людовика Великого, начал карьеру актёра и режиссера на лицейской сцене, ставил Гюго, Лопе де Вегу, Мариво. С середины шестидесятых до конца восьмидесятых три раза назначался руководителем театра в разных французских городах. В кино пришел только в 1974 году, уже будучи сложившимся и знаменитым театральным деятелем. Мир кино затянул режиссера и он продолжил работать в нем так же активно, как и в театре.
Красота по-американски (American Beauty)
режиссер Сэм Мендес, 1999
Награды: 5 Оскаров, 6 наград BFTA, 3 Золотых глобуса, Грэмми и еще 40 наград от обществ кинокритиков.
История двух соседствующих американских семейств, в которых непонимание, страхи и желания родителей, оказываются тяжелыми и болезненными для их детей, а в конечном счете губительными для них самих. Фильм, который показал пороки общества конца девяностых, произвел настоящий фурор не только в Америке, но и во всем мире.
В фильме чувствуется очень зрелая режиссура и детализированность персонажей, каждый из которых прописан до мелочей, что свойственно скорее для театра, чем для современного кино. Именно это и поразило любителей кино во всем мире.
Удивительно, но "Красота по-американски", получившая такое огромное количество наград и премий — это первая работа режиссера Сэма Мендеса в кино. До этого англичанин Мендес работал исключительно в театре. Он участвовал в Чичестерском театральном фестивале, а самые известные его театральные постановки — мюзикл "Кабаре", "Вишнёвый сад" с Джуди Денч, "Голубая комната" с Николь Кидман, "Компания".
Интересно, что именно после просмотра "Голубой комнаты" Мендеса, режиссер Стивен Долдри решил пригласить Николь Кидман на главную роль в фильме "Часы", о котором пойдет речь дальше.
Часы (The Hours)
режиссер Стивен Долдри, 2002
Награды: Оскар за лучшую женскую роль Николь Кидман (всего картина выдвигалась по девяти номинациям) и ещё около 30 различных кинонаград.
Повествование об одном дне трёх женщин, с раннего утра и до вечера. Истории разделены практически столетием, но при этом между ними существует какая-то мистическая связь и все они так или иначе связаны с книгой Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй».
"Часы" стали одним из самых заметных кинособытий 2002 года, и до сих пор занимают особое место в сердцах любителей интеллектуального кино.
Режиссер Стивен Долдри родом из Англии, учился в Шеффилде. Был членом театра Тонона, работал в цирке, писал короткие сценарии и на этом поднаторел в режиссуре. Одна из его первых постановок "Проклятые за отчаяние" (Damned for Despair) была отмечена многими известными критиками. А следующий спектакль "Звонит инспектор" вызвал ажиотаж уже у светской публики. В 1993 году Стивен занял должность художественного директора Королевского театра. В 2000 году он снял свою дебютную полнометражную работу "Билли Эллиот". С этого момента его карьера в кино пошла вверх, его фильмы были отмечены рядом наград и, что намного важнее, любовью зрителей.
Мулен Руж! (Moulin Rouge!)
режиссер Баз Лурманн, 2001
Награды: Два Оскара, три Золотых глобуса, две премии MTV Movie Awards и номинация на золотую пальмовую ветвь.
Красочный мюзикл о любви бедного молодого поэта Кристиана в исполнении Эвана МакГрегора и актрисы и куртизанки из кабаре "Мулен Руж" Сатин в исполнении Николь Кидман, имя которой звучало здесь уже дважды. В фильме незамысловатый сюжет, много песен, танцев и роскошных декораций, а режиссер Баз Лурманн признается, что при создании фильма часто обращался за вдохновением к фильмам Болливуда.
Фильм про кабаре не может не содержать в себе элементов театра, правда здесь ключевую роль играют все же красочность и музыкальное оформление, а диалоги весьма просты. Связь с театром сильно прослеживается в самом сюжете фильма, поскольку он составлен из сюжетных линий трёх опер: "Травиата", "Богема" и "Орфей и Эвридика". К оформлению создатели фильма также подошли с театральной въедливостью: над изготовлением 300 костюмов работали 80 костюмеров.
Режиссером этого великолепия как уже сказано является австралиец Баз Лурманн (Baz Luhrmann), начинавший свою карьеру как театральный постановщик. Баз изначально учился на кинорежиссера, но после окончания академии не пошел в кинематограф, а собрал театральную труппу The Six Years Old Company и работал над оперными постановками и мюзиклами. Успех режиссеру принесла постановка оперы Пуччини "Богема", которая шла в Сиднейском Оперном театре с 1990 по 1996 год.
В кино он дебютировал в 1992 году с фильмом "Строго по правилам" (Strictly Ballroom), также известным как "Австралийское танго". Вторым его фильмом стал "Ромео+Джульетта" с Леонардо ДиКаприо и Клэр Дэйнс. Экранизация Шекспира, снятая под сильным влиянием эпохи рэйва, получила премию международного Берлинского кинофестиваля. Интересно отметить, что вместе с "Мулен Руж!" эти фильмы на самом деле составляют единую трилогию под названием "Красный занавес" (Red Curtain). Название трилогии тоже явно указывает на театр.
__
В завершение, добавлю, что кино и театр – это вроде бы вещи родственные, но все же существуют они параллельно, каждая по своим правилам.Тем не менее, связь между театром и кино прямая, и в первую очередь обеспечивается людьми, кочующими от сцены к съемочной площадке и наоборот. При этом, среди режиссеров такое совмещение встречается гораздо реже, чем кажется на первый взгляд. И это, как правило, всегда выдающиеся деятели.