Большие режиссеры в маленьком кино
О режиссерах, которые пришли в кино уже знаменитыми, благодаря своим музыкальным видео-работам на Lookatme уже был пост «Клипмейкеры в большом кино». Эта статья ровно наоборот — о состоявшихся больших режиссерах, которые решили снять пару клипов.
На самом деле, первые клипы снимались именно теле- и кинорежиссерами. Только в конце восьмидесятых годов с растущей популярностью MTV начали появляться режиссеры, специализирующиеся исключительно на клипах, потому что работы стало много и совмещать её с киносъемками уже не удавалось.
В середине девяностых имена Джонатана Глэйзера («Rabbit in your headlights» UNKLE), Криса Каннингема («Come to daddy» Aphex Twin), Стефана Седнауи («Big Time Sensuality» Bjork), Марка Романека и некоторых других стали такими же культовыми, как имена Джима Джармуша и Квентина Тарантино.
Скоро в музыкальный Голливуд переехали шведы Йонас Окерлунд (после «My favorite game» The Cardigans) и Йохан Ренк (после «Pass this on» The Knife), а также француз Мишель Гондри (после «Human Behavior» Bjork) и американец Спайк Джонз (после «Sabotage» Beastie Boys). Но сегодня речь не о них.
Мартин Скорсезе |
Мартин Скорсезе — режиссер «Бешеного быка», «Казино», «Отступников» и «Острова проклятых» лишь однажды отвлекся от важных дел, чтобы снять музыкальное видео. Неудивительно, что этот клип, снятый в 1987 году, навсегда вошел в историю. Майкл Джексон здесь напоминает то Виктора Цоя, то Мадонну. Идея хореографа Джеффри Даниэля была в том, чтобы группа танцоров во главе с Джексоном была похожа на движущийся поезд, и, по его мнению, всё получилось. Однако, есть ощущение, что Скорcезе было наплевать на поезд. Он просто наслаждался пластикой Джексона, выбирая углы и повороты камеры, которые лучше всего её подчеркивали. После смерти Майкла Джексона станцию «Hoyt—Schermerhorn», на которой происходит действие, даже пытались переименовать в его честь — один из членов городского совета Нью-Йорка направил предложение в Министерство Транспорта, но через три месяца его отклонили. |
Гас Ван Сент |
Несмотря на то, что почти каждый фильм у Гаса Ван Сента получается выдающимся, в целом, его фильмография производит впечатление маниакально-депрессивного психоза: «Джерри», «Слон», «Умница Уилл Хантинг», «Мой личный штат Айдахо», — неужели все эти фильмы действительно снял один человек? Естественно, в такой фильмографии нашлось место и для музыкальных видео. Но здесь Ван Сенту постоянно изменял вкус. Каждый его клип — это громкий провал, который навсегда застрял во времени, в котором он был снят. Ни один из его клипов не стал широко известен. Здесь та же проблема, что и во всех его остальных музыкальных опытах. Использованные эффекты потеряли актуальность уже через пару месяцев, сцены хаотично сменяют друг друга. И только бегущий в замедленном режиме полуголый Энтони Кидис как бы намекает нам на то, что это клип Гаса Ван Сента. |
Дэвид Финчер |
Дэвид Финчер («Семь», «Бойцовский клуб», «Бенджамин Баттон», «Зодиак») никогда не устает. Если он снимает станок в типографии, то пару дней будет разбираться, как он работает, чтобы выбрать нужные объективы и ракурсы съемки. Кроме своих фильмов «с иголочки» он снял два десятка рекламных роликов и штук 30 клипов. Возможно, история в «Бойцовском клубе» была автобиографической и Финчеров, на самом деле двое. Как минимум. Эти клипы действительно можно смотреть, как кино: К сожалению, после 2000 года Дэвид Финчер перестал регулярно снимать. В 2005 он сделал не очень внятный клип Nine Inch Nails «Only» и снова взял перерыв. |
Вонг Кар Вай |
«Любовное настроение», «Падшие ангелы», «2046», «Мои черничные ночи» — если вы смотрели хотя бы один из этих фильмов, вам не нужно описывать атмосферу остальных. Время и пространство во всех фильмах Вонга Кар Вая одинаковые и не похожие ни на кого другого. Кар Вай, как и Скорсезе, за свою карьеру снял только один клип. В 2002 году его нашел DJ Shadow, который, как выяснилось, всю жизнь мечтал о том, чтобы один из его клипов снял Вонг Кар Вай. Как ни странно, Кар Вай тоже оказался неравнодушен к музыке DJ Shadow, и принял предложение. По картинке это, без вариантов, дуэт Вонга Кар Вая и оператора Кристофера Дойла. Больше так не сделает никто. Но в остальном — одни вопросы. Что это было? Больше всего клип напоминает нарезку фотографий под музыку. |
Пол Томас Андерсон |
Это один из самых великих режиссеров Америки, которому умирающий Роберт Олтман доверил доснять свой последний (89-й по счету) фильм — «Компаньоны». Андерсон взялся, потому что сам снимает нечасто, примерно раз в три года. Его фильмы («Магнолия», «Любовь, сбивающая с ног», «Нефть») отличают долгие полеты камеры — он не любит резать сцены на планы. Каждый фильм — это идеальный баланс звука, цвета и персонажей. Ему нравятся невыполнимые задачи, поэтому для «Магнолии» он пригласил на драматическую роль Тома Круза, а психопата в «Любовь, сбивающая с ног» играет Адам Сэндлер. Но несмотря на трехэтажное имя и поднебесную репутацию, Пол Томас Андерсон — обычный расслабленный житель Лос-Анджелеса (вот его известное интервью Майку Фиггису, в котором он жалуется на то, что в порно стало слишком много лиц, которые как будто кричат «Спасите!»). В конце девяностых он встречался с Фионой Эппл и снял ей несколько клипов. А это, пожалуй, главный клип обзора, который объединяет вообще всё — взаимоотношения людей за камерой и перед ней, кино, музыку и всю жизнь. Всю первую половину губы Фионы не совпадают с голосом, но это специально. Так сначала и должно быть в любых отношениях. |
Клипы, сделанные клипмейкерами, довольно легко отличить от снятых кинорежиссерами. Первые чаще всего строят свои видео вокруг одной идеи или техники, и с таким же подходом снимают свои фильмы, которые становятся похожи на полнометражный клип, а вторые создают настроение и атмосферу, используя музыкантов, как актеров, а музыку, как сценарий.
Текст: Сергей Сафронов