История успеха 3D-кино и «Аватара» Джеймса Кэмерона
Есть рекорды, которые уже никто никогда не побьет. И это не задержка дыхания на самое долгое время (18 минут 13 секунд, Каролин Мейер, 10 июля 2009), а например, кассовые сборы «Титаника».
1 835 300 000$ — такого результата можно было достичь только в 1997-м году. В 2004-м торренты, по некоторым оценкам, уже составляли 35% всего интернет-трафика в мире. Только самые оптимистичные голливудские продюсеры продолжали считать, что кассовые сборы будут увеличиваться. В ситуации, когда любой фильм можно за час скачать в blu-ray качестве, включить домашний кинотеатр и позвать друзей, с каждым годом остается всё меньше тех, кто готов куда-то ехать, отдавать деньги за сомнительный дубляж и сидеть в зале, набитом пассажирами метро.
Казалось бы. Но у Джеймса Кэмерона, создателя «Титаника», был свой взгляд на положение вещей. Он взял паузу на 12 лет (снял пару документальных фильмов о подводной жизни) и выпустил фильм, который нет смысла смотреть дома — «Аватар». На сегодняшний день кассовые сборы «Аватара» уже на 50 миллионов превысили сборы его предыдущего фильма. Это первый фильм в истории кино, который собрал 1 882 472 387$. Даже не так. Это первый 3D-фильм в истории кино, который собрал столько денег. Важное уточнение, потому что оно же является чуть ли не единственной причиной, которая заставила толпы зрителей встать и пойти — в кино.
Почти у каждого человека два глаза. Они видят мир чуть-чуть по-разному, потому что физически расположены в разных местах. Мозг обрабатывает полученную информацию и выдает нам трехмерную картину мира. Примерно такую.
Обычно фотографии (и кино) снимают одним объективом, поэтому никакого сдвига и соответствующего 3D-эффекта нет. Это просто, поэтому о возможности создания стерео-изображений догадались еще в 1838 году. Однако основной проблемой их широкого распространения было то, что человеческий мозг довольно сложно уговорить воспринимать два изображения как одно.
Если вы действительно хотите узнать больше о методах фокусировки глаз, стереоскопах и затворных стерео-очках, то читайте Википедию. Мы же не будем здесь всерьез углубляться в этот вопрос, чтобы не слишком удаляться от основной темы.
Если коротко, то идеальным вариантом является совмещение изображений и использование специальных очков, которые «убирают» одно из изображений для каждого глаза. Долгое время лидером в этом направлении были красно-синие очки, которые фильтровали изображения по цветам:
И хотя 3D-эффект был идеальным, а глаза (точнее, мозг) привыкали всего за 30 секунд, при этом методе страдала цветопередача. Некоторое время человечество работало над созданием фильтра, основанного не на цвете, что привело к созданию поляризованных очков, в которых вы, наверняка, и смотрели «Аватар». На этот раз немного страдает яркость, но больше, вроде бы, ничего.
Именно в красно-синих очках зрители увидели первый трехмерный фильм — The Power of Love (1922). Но в то время кино вообще было еще настолько молодым, что никто не воспринял этот эксперимент всерьез. «Золотая эра 3D» случилась намного позже, в 1952-55, когда посетители кинотеатров уже слегка устали жевать привычный попкорн (или что они там жевали), и захотели чего-нибудь нового.
Всё началось в 1952 с канадских (Now is the Time to Put On Your Glasses и Around is Around) и английских (A Solid Explanation, Royal River и The Black Swan) короткометражек, которые решил выпустить в прокат к Рождеству продюсер Сол Лессер. Волну популярности поддержали гиганты Columbia и Warner Brothers, которые сняли полнометражные стерео-фильмы: нуар-драму «Человек в темноте» и фильм ужасов «Дом восковых фигур».
Когда к ним подключились Walt Disney, Universal и 20th Century Fox (Melody, It Came From Outer Space, Inferno), стало ясно, что у стерео-кино большое будущее. Но если зрители были к этому готовы, технологии — нет.
Уже в конце 1953 года 3D-кино начало терять популярность по самым простым причинам: чтобы обеспечить трехмерное изображение, обе кино-ленты должны были проецироваться на экран абсолютно синхронно. Даже малейший сдвиг в случае неосторожности механика или дефекта одной из пленок сразу вызывал головную боль у зрителей, а иногда и вообще приводил к тому, что фильм становилось просто невозможно смотреть.
В 60-х годах 3D-кино вернулось на экраны с новой технологией, при которой использовался один проектор, но жанры фильмов оставляли желать лучшего (для истории кино): эротика, порно, ужасы или всё вместе. Технологии продолжали развиваться и в 80-е годы случился новый пик активности кино-гигантов в направлении 3D — в стерео вышли даже «Челюсти-3» и третья часть «Пятницы, 13-ое».
К 90-м годам технологии и математические расчеты наконец объединились и зрители впервые смогли выйти из кинотеатров без головной боли. Это был IMAX. Сначала в этом формате показывали только документальные фильмы (We Are Born of Stars, 1985), но как только преимущества стали очевидны, режиссеров долго уговаривать не пришлось.
В 2003 году Джеймс Кэмерон отказался снимать третьего «Терминатора» (он снял первые два, кстати), когда студия не пошла навстречу его требованиям — передать ему права на всех «Терминаторов» (которые он в начале карьеры продал за 1$) и снять в одной из ролей Линду Хэмилтон (Сара Коннор в первых двух частях).
Вслед за ним от «Терминатора-3» хотел отказаться Арнольд Шварценеггер, но Кэмерон дал ему мудрый совет: «Just do it, только попроси кучу бабла.» Что и было сделано.
В общем, Кэмерон сохранил деньги, вырученные от «Титаника», и решил вложить их в неожиданное предприятие: создать уникальную 3D-систему цифровых камер, которая позволит сделать еще один шаг вперед в направлении стерео-кино. С задачей справился Винс Пэйс.
Безупречное 3D-изображение, полученное с помощью этой системы (с простодушным названием Reality Camera System), впервые можно было увидеть в документальном фильме Кэмерона «Призраки Бездны», снятом под водой на месте гибели настоящего «Титаника». Эксперимент удался, получилось хорошо.
Но Кэмерону было мало снять новый безупречно-трехмерный экшн-фильм. Раз всё так хорошо, значит можно еще лучше: он посмотрел на успех 3D-мультфильмов типа «Вверх», потом на свои 3D-камеры, потом еще раз «Вверх», и понял, что с его оборудованием можно объединить реальность и компьютерную графику в 3D.
Так получился самый успешный фильм в истории кино на данный момент.
Чтобы достичь 3D-эффекта, одних поляризованных очков не хватит — как минимум, нужен еще специальный проектор с повышенной частотой кадров. Но технологии догоняют друг друга: в 2010 году Toshiba, Samsung, Sony, Panasonic и LG планируют представить свои версии домашних стерео-телевизоров. А пока — идите в кино!
Текст: Сергей Сафронов