Кино«Тар»: Как фильм рассуждает о силе искусства, гениальности и ответственности
Выдающаяся роль Кейт Бланшетт
В «Тар» режиссёр и сценарист Тодд Филд исследует очень непростую героиню, дирижёра (она не видит необходимости в феминитивах) Лидию Тар в исполнении Кейт Бланшетт. Она получила всевозможные награды и стала первой женщиной на посту дирижёра Берлинской филармонии, однако не считает, что сейчас перед женщинами в музыке существуют серьёзные преграды. Она придерживается мнения, что дирижёры воплощают видение композиторов, хотя сама активно культивирует свою персону. Тар будто не осознаёт ту власть, которую имеет в сфере, и как ею злоупотребляет — и однажды её репутация начинает рушиться.
Рассказываем о фильме Тодда Филда и темах, которые он исследует.
В тексте могут быть спойлеры
Фильм представляет главную героиню в открытом интервью журналу The New Yorker, она не нуждается в представлении, но аудитории напоминают о её невероятных и разнообразных заслугах, от премий до книги. Сначала зрители видят Тар буквально в лучах софитов и внимают её философии, погружаются в её любовь к музыке и знание, и предпочтение Густава Малера. Позднее она предстаёт в другой обстановке, на мастер-классе в Джульярдской школе, где ей встречаются студенты-дирижёры, интересующиеся современными композиторами. Однако там, где они видят инновации, Тар слышит хор настраиваемых скрипок.
Разрыв становится очевиднее, когда один из студентов объясняет, что, будучи небелым пангендерным человеком, он не может отделять музыку Баха от его личности (например, наличия 20 детей) и воспринимать её всерьёз. На что Тар заявляет учащимся, не испытывающим такого же благоговения перед «великими», что сейчас, наоборот, время дирижировать музыку, которую все знают, но услышат иначе в новой интерпретации. Героиня, хоть и надменно, говорит о том, что личная жизнь не всегда связана с произведениями, а фокус на идентичности может ограничить. Она сама признаёт, что, будучи лесбиянкой, не в восторге от Людвига ван Бетховена, однако позволяет его произведению говорить с ней. И всё же, если прислушаться, Тар призывает сохранить статус-кво, хоть и несколько его перепридумать, — с новой интерпретацией общепризнанных композиторов глобально мало что меняется, а в программе продолжат доминировать произведения, которым более ста лет.
В итоге, по-новому играя музыку, Тар редко смотрит на неё критично: репетируя с Берлинской филармонией Пятую симфонию Малера, она думает о том, как он посвятил её молодой жене Альме, но, например, не воспринимает саму Альму Малер как композиторку, достойную внимания. Кроме того, интересно, что героиня, ратуя за то, чтобы не смешивать личности и творения композиторов, часто говорит об их намерениях в произведении и даже считает работу дирижёра сложнее, если ему неизвестен посыл автора.
Тодд Филд не делает из Тар харизматичной антигероини, которой зрители бы невольно сопереживали, а скорее нейтрально и взвешенно изучает своего персонажа
Помимо творческой жизни Лидии Тар фильм исследует и её личные отношения, которые тоже тесно связаны с миром музыки, — и здесь разворачивается главный конфликт фильма. В какой-то момент картина превращается в психологический триллер, ведь героиню начинают преследовать последствия её прошлых действий, буквально и метафорически. Одна из её бывших подопечных заканчивает жизнь самоубийством, и, как выясняется, поспособствовала этому Тар.
Пожалуй, не раскрывая другого персонажа и лишь намекая на какие-то детали, фильм иначе показывает последствия для Тар, постепенное разрушение её репутации, как нечто неопределённое, нависающее над ней, то, от чего героиня сначала пытается отмахнуться. Кому-то, вероятно, покажется, что лента здесь симпатизирует Тар, а происходящее с ней — это пресловутая «культура отмены». Но всё же кажется, что история, хоть и видится глазами Тар — зрители лишь улавливают обрывки имейлов умершей девушки, хоть и осознают суть произошедшего, — является именно наблюдением. Наблюдением за тем, как звезда справедливо падает с олимпа, серьёзно нарушив профессиональную этику, какими бы ни были нюансы.
Конечно, можно задаться вопросом, почему мы вновь наблюдаем за человеком, находящимся во власти. Но опять же Тодд Филд не делает из Тар харизматичной антигероини, которой зрители бы невольно сопереживали, а скорее нейтрально и взвешенно изучает своего персонажа — а история не становится морализаторской. Порой Тар можно сострадать, её искренней увлечённости, отношению к дочери, нагрузке и стрессу, справляться с которым без помощи таблеток уже сложно, ситуациям, когда слова героини, бесспорно резкие, всё же вырывают из контекста. И в то же время зрители в продуманных деталях замечают её злоупотребление властью, потребительское отношение к людям, якобы оправданное её талантом.
И это исследование героини достойно внимания, в первую очередь благодаря игре Кейт Бланшетт — за эту роль актриса получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль и все пророчат ей «Оскар». Ей не уступают и актрисы второго плана, особенно Нина Хосс и Ноэми Мерлан в ролях жены и ассистентки Тар соответственно. Холодный и выверенный визуальный ряд погружает зрителя в мир героини и постепенно одолевающие её эмоции, а классической музыке на репетициях противостоят преследующие её звуки неясного происхождения. Фильм длится больше двух с половиной часов и требует внимания к деталям, переходит из одного повествования в другое, а жанры сменяют друг друга, чем лучше мы узнаём главную героиню. И хотя фильм показывает её судьбу — выводы предстоит сделать зрителям.
ФОТОГРАФИИ: Universal Pictures