КиноКаша из топора, суп из солдата: Почему стоит посмотреть «На Западном фронте без перемен»
Как реальная война разрушает экранные образы
28 октября на Netflix вышла новая экранизация романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Это всего лишь третья адаптация для экрана за 94 года с момента выхода романа в 1928-м, впервые фильм снят немецким режиссёром — Эдвардом Бергером, а его герои говорят на немецком языке (первые две экранизации были американскими). Бергер много снимал для американских стримингов («Террор», «Патрик Мелроуз», «Ваша честь»), за камерой «На Западном фронте» оказался британец Джеймс Френд, уже работавший с Бергером в нескольких проектах, масштаб ленты голливудский — на сегодняшний момент это самый дорогой немецкий проект Netflix, снятый для большого экрана, перед премьерой на стриминге фильм месяц шёл в немецких кинотеатрах.
Текст: Ирина Карпова
Оторванные конечности, чьи-то кишки, размазанные по стене окопа. Постоянный голод, котлеты из брюквы — хорошо, что не хлеб из опилок. Роман Ремарка не исповедь и не оправдание, как пишет он вместо эпиграфа, а попытка рассказать о людях, кого погубила война, даже если они выжили. Фильм Бергера почти соразмерен роману (некоторые сцены и персонажи не попали в фильм, и об этом чуть позже), но в одном он точно ему соответствует — так же, как книга Ремарка проглатывается залпом, фильм приковывает к себе зрителей, чтобы отпустить их два с половиной часа спустя.
Военный фильм — это особый жанр, со своими противоречиями. Где заканчивается демонстрация ужасов войны и начинается её романтизация? Франсуа Трюффо в интервью «Чикаго Трибьюн» сказал, что любой антивоенный фильм в конечном итоге становится провоенным, размышляя о «Тропах славы» Стэнли Кубрика, тоже снятых об окопах Первой мировой.
Фильм Бергера показывает чудовищную мясорубку, суп из солдата, а также тех, чьими руками он приготовлен, — и это нововведение сценаристов и режиссёра, в книге этого нет, — генерала Фридрихса (Дэвид Стризов), чтобы продолжать войну, готового забрасывать только что прибывшими новобранцами линию фронта, и политика Маттиаса Эрцбергера, потерявшего сына и пытающегося скорее заключить перемирие.
«На Западном фронте» выделяется и на фоне визуально и тематически близкого «1917» Сэма Мендеса, вышедшего в 2019 году, и тем более на фоне бесконечного ряда российских лент о Великой Отечественной войне, где смысловым центром является миссия и жертва солдата во имя великой цели, во имя победы. Солдаты Ремарка во Франции в 1918-м воюют, потому что им дано такое задание, они вспоминают домашнюю стряпню и ждут конца войны. Война, начинавшаяся криками «На Париж!», обнажена в своей чудовищности и бессмысленности.
Франсуа Трюффо сказал, что любой антивоенный фильм в конечном итоге становится провоенным
Руководитель расследовательского издания Bellingcat Христо Грозев в твиттере написал, возможно, лучшую хвалебную рецензию на фильм: «Я думаю… если бы космическим чудом каждый российский призывник посмотрел бы этот фильм, война закончилась бы завтра».
Грозев не первый, кто подмечает параллели между Первой мировой и войной в Украине, развязанной Россией 24 февраля. Интересно, что делается это одновременно из проукраинского и пророссийского лагеря: политолог Григорий Юдин сказал, что эта война абсолютно бессмысленна и нужна России ещё меньше, чем Первая мировая, а «Медуза» (издание признано иноагентом. — Прим. ред.) рассказывает о тезисах, транслируемых администрацией президента через разные проправительственные медиа, — Россию втянули в войну, она защищает «братские народы» и «своих не бросает».
Как ни жестоко это писать, но главный конкурент фильма Бергера, то, с чем его будут невольно сравнивать зрители, — это не фильмы Сэма Мэндеса, Стэнли Кубрика или «T-34» Алексея Сидорова — это война в Украине.
Именно настоящая война высвечивает недостатки — недосказанное и непоказанное — даже в таком сильном антивоенном послании. Фильм показывает войну как герметичное пространство мужской боли и мужского братства. В нём опущены эпизоды, где главный герой Пауль Боймер возвращается в отпуск домой и не может найти себя в мирной жизни, нет флирта и похода к французским девушкам, согласившимся на встречу за буханку хлеба и кусок колбасы, нет монахинь в лазарете и медсестёр, с трудом поднимающих тяжёлые, обездвиженные ранами тела мужчин.
Как ни жестоко это писать, но главный конкурент фильма Бергера — это война в Украине
Мы видим сейчас, в эту самую минуту, на экранах компьютеров и телевизоров, в мессенджерах и ленте новостей, что война вовлекает всех — женщин, детей, мужчин, мирных и военных, все гендеры, все сексуальности. Это, к великому сожалению, так, и это не обесценивает фильм Бергера, но делает его анахроничным, как анахроничен взгляд на уникальность мужского страдания, на возможную только в пространстве войны истинную мужскую дружбу, он — часть романтизирующего мифа войны, того, о чём говорил Трюффо.
Главная же проблема «На Западном фронте» не в самом фильме, она находится вне него. Готовы ли зрители два с половиной часа смотреть на прекрасного австрийского актёра Феликса Каммерера, так похожего внешне на рекрута из начала ХХ века, покрытого десятью слоями грязи, переживающего эмоциональную голгофу в воронке от снаряда, сопереживать талантливому актёру на чешских полях, изображающих Западный фронт Восточной Франции, когда в ленте новостей есть видео российского солдата, снятое им самим, в котором он сухо, не проявляя видимых эмоций, рассказывает, как убил мирного жителя.
«Долгие годы мы занимались тем, что убивали. Это было нашим призванием, первым призванием в нашей жизни. Всё, что мы знаем о жизни, — это смерть. Что же будет потом?»
Реальность войны разрушает образ экранной войны. Фильм Бергера — меткий выстрел в аморальное тело войны, но звук его тонет в криках телевизионной российского пропаганды, бомбёжке Киева и уничтожении Мариуполя, во лжи, свисте, боле, плаче — в оглушительных звуках настоящей войны. Но, возможно, прав Христо Грозев, и этот фильм поможет призывнику российских вооружённых сил понять, как на войне в смерти везёт всем, только степень везения разная — от сожжения живьём из огнемёта до быстрого протыкания штыком.
ФОТОГРАФИИ: Netflix