Кино«Корсаж»: Женский взгляд на судьбу Елизаветы Австрийской
Историческая выдумка с Вики Крипс в главной роли
В прокат вышел фильм Марии Кройцер «Корсаж», за главную роль в котором Вики Крипс получила приз секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля. В ленте режиссёрка представляет, каким был один год жизни императрицы австрийской Елизаветы, известной как принцесса Сисси, хотя это имя в фильме и не звучит. После сорокового дня рождения, когда императрицу начинают считать стареющей женщиной, Элизабет начинает бунтовать против навязанного ей уклада жизни. Рассказываем, каким получился полный анахронизмов, забавных и печальных моментов фильм и почему его стоит посмотреть в кино.
Одна из первых сцен фильма проходит в покоях Елизаветы: ей утягивают корсет и замеряют осиную талию — императрице предстоит посетить открытие музея. Однако на церемонии императрица падает в обморок, и её быстро отвозят домой. Уже там смеющаяся героиня демонстрирует любимому кузену, как правильно закатывать глаза и падать, чтобы всех обеспокоить и избежать опостылевших торжеств. Так начинается новый, сороковой год жизни Елизаветы, каким его представляет сценаристка и режиссёрка Мария Кройцер. Она исследует героиню, которая когда-то прославилась своей необычайной красотой и от этого стала словно объектом, красивым дополнением к своему мужу — и которой эта роль порядком надоела.
И всё же внешность и тело — это то немногое, что Елизавета способна контролировать в своей жизни, утягивая талию и заплетая длинные косы в сложные причёски, — и комплименты ещё сильно влияют на её самооценку. «Её красота — это всё, что у неё есть, но, с другой стороны, она всё больше злится на свой собственный образ, злится, что ей позволено быть только этим образом: это я? Разве я не что-то ещё кроме этого?» — объясняет Кройцер, которая считает этот год переломным моментом — ведь тогда императрица начала реже появляться на публике и чаще всего в вуали.
Пожалуй, фильму не избежать сравнения с «Марией Антуанеттой» Софии Копполы. И хотя у лент есть что-то общее, исследование внутреннего мира великих женщин, оказавшихся пленницами в своих дворцах, стилизация и анахронизмы, позволяющие современным зрителям приблизиться к героиням из других столетий, всё же Мария Кройцер и Вики Крипс делают нечто иное с историей Елизаветы Австрийской. «Корсаж» показывает множество отдельных моментов на протяжении одного переходного года: зрители то скучают и тоскуют вместе с главной героиней, то вырываются в освободительные путешествия, ведь свежий воздух и прогулки верхом — ещё одна часть жизни императрицы, благодаря которой она способна почувствовать себя живой. Лента не забывает и о политических амбициях героини — которые, правда, мало кого интересуют, отчего та довольствуется благотворительностью, но чувствует себя нужной в окружении пациенток психиатрической больницы и сопереживает раненым солдатам.
Кройцер смотрит на свою героиню эмпатичным женским взглядом — и позволяет ей бунтарские поступки
Критики также находят сходства «Корсажа» и «Спенсер» Пабло Ларраина — и правда, фильмы передают похожую атмосферу клаустрофобии, которую героини ощущают даже в своих нарядах. Однако в случае Елизаветы нет определённого антагониста, её супруг Франц Иосиф не одномерный тиран, он разрывается между своим долгом, строгим этикетом и сочувствием к жене. Он в какой-то степени такой же заложник своего положения, символизируемого накладными усами. Но отдаляются от героини и её собственные дети: занятые обучением и придерживающиеся норм этикета, они считают мать инфантильной и порой стыдятся её. Отчего Елизавета отчаянно ищет тех, кто примет её такой, какая она есть.
Погружение в мир сложной героини оказывается очень атмосферным. Мария Кройцер вместе с операторкой Юдит Кауфман выстраивает живописные кадры с одинокой фигурой главной героини, естественные и сюрреалистичные, которые определённо стоит увидеть на большом экране. А композиторка Камий то создаёт диссонанс современными композициями в саундтреке, то погружает в настроение героини музыкой, звучащей в мире фильма, например песней The Rolling Stones, исполненной на арфе.
«Корсаж» — это не последовательная история, а отрывистое повествование, которое даже бывает сложно смотреть — это не привычная «костюмная драма», — но которое, несомненно, оставляет сильное впечатление. Лента концентрируется на переживаниях Елизаветы, но показывает разные её грани: императрица бывает не просто спонтанной, но резкой и даже жестокой по отношению к близким ей людям. При этом Кройцер смотрит на свою героиню эмпатичным женским взглядом — и позволяет ей невероятные ревизионистские бунтарские поступки, глотки сладкой свободы в мире увядающей монархии.
ФОТОГРАФИИ: Russian World Vision