Кино«Продукты 24»: Почему стоит посмотреть фильм
о «гольяновских рабах»
Призёр Берлинского кинофестиваля появился на стримингах
На стриминговых платформах теперь можно посмотреть фильм Михаила Бородина «Продукты 24», основанный на реальной истории «гольяновских рабов». В 2012 году группа активистов движения против рабства «Альтернатива» освободила из подсобки продуктового магазина в московском районе Гольяново девять женщин и трёх мужчин, граждан Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, — они находились в рабстве, некоторые более десяти лет. У них по приезде в Москву забирали документы, обещая оформить регистрацию. В итоге людям не позволяли покидать магазин, кормили просроченными продуктами, с ними ежедневно жестоко обращались, женщин подвергали сексуализированному насилию, отнимали рождённых в неволе детей или принуждали к аборту. Во время проверок сотрудников прятали на складе. По словам пострадавших, у владельцев магазина были связи с местной полицией.
Дело получило широкую огласку — с активистами в магазин пришли и журналисты. Вскоре было открыто уголовное дело, однако после нескольких лет дорасследований разбирательство закрыли. В 2016 году от имени четырёх пострадавших женщин по делу была подана жалоба в Европейский суд по правам человека — на сайте комитета «Гражданское содействие» (признан «иноагентом». — Прим. ред.) можно прочитать истории каждой из них. В конце 2021 года ЕСПЧ принял к рассмотрению жалобу пострадавших, к ней присоединили ещё одно обращение от женщины, которая попала в рабство в тех же магазинах в 2016 году.
Одна из пострадавших, Бакия Касимова, продолжает бороться за справедливость, даёт интервью и открыто говорит о произошедшем — она же снялась в эпизодической роли в «Продуктах 24». Рассказываем, каким получился фильм, получивший приз Европейской конфедерации художественного кино на Берлинском кинофестивале, и почему его стоит посмотреть.
Фильм начинается с камерного обряда никах, мусульманского бракосочетания, который, как вскоре выяснят зрители, проходит в подсобке продуктового магазина. Пока владелица благодарит муллу за то, что тот приехал в магазин, главная героиня Мухаббат надевает фартук и возвращается к работе: встаёт за прилавок, где грубый покупатель требует свою выпивку. Но её реальность гораздо страшнее хамства посетителя: когда он оставит недостаточную сумму, а героиня не сможет его догнать, ей передадут, что владелица ждёт её в кабинете. Из подсобки прозвучат звуки оскорблений и ударов, но монотонная работа магазина продолжится.
«Продукты 24» сложно смотреть, притом что фильм не передаёт всего ужаса происходящего в магазине. «Надо понимать, что реальная история очень жёсткая, намного жёстче, чем то, что мы показали. У Бакии переломаны абсолютно все пальцы, и фаланги срослись неправильно, они вообще срастаться не успевали. Этот уровень насилия невозможно экранизировать», — объяснил Михаил Бородин в интервью The Village. В ленте показаны детали событий: насильное спаивание сотрудниц, угрозы и манипуляции, наказания за малейшие ошибки, избиения, в которых заставляли принимать участие других работников магазина, крики из подсобки, которые замечают покупатели магазина, — но сделать что-то либо не могут, либо не хотят. О реальных событиях важно прочитать в материалах, которые выходили в СМИ, например репортаже «Новой газеты» 2016 года, интервью Бакии Касимовой «Холоду» в 2021 году и многих других. Михаил Бородин же подходит к истории немного иначе.
Страх и глубокое отчаяние героини передают сюрреалистические сны, а выстроенные кадры воспроизводят её ежедневное угнетение
В центре сюжета — собирательный образ Мухаббат в исполнении Зухары Сансызбай. Зрители видят реалистичное насилие, с которым она сталкивается и которое её окружает, при этом страх и глубокое отчаяние героини передают сюрреалистические сны, а выстроенные кадры воспроизводят её ежедневное угнетение на фоне неоновой пестроты магазина, в котором её заключили. По словам режиссёра, эстетически он ориентировался на азиатское кино и намеренно добавил в ленту дистанции.
В фильме есть очевидное противостояние — протагонистки Мухаббат и безжалостной владелицы магазина Жанны, — однако смотрится он скорее не как исследование двух героинь, а как взгляд на ситуацию в целом. Лента показывает, как экономические трудности толкают людей на переезд в Москву на заработки, как они надеются поддержать себя и свои семьи, но сталкиваются с манипуляциями и насилием, как сложно вырваться из такой ситуации, непросто найти поддержку и защитить свои права. Проблема принудительного труда раскрывается шире, когда главная героиня возвращается в Узбекистан, и сцены совместного тесного проживания работниц, собирающих там хлопок, перекликаются с кадрами из подсобки московского магазина.
Михаил Бородин в интервью подчёркивает, что снимал кино в первую очередь для зрителей из Центральной Азии, но посмотреть его стоит всем. Заслуга фильма в том, что, будучи художественным высказыванием, он вновь привлекает внимание к проблеме рабства в целом и напоминает о деле «гольяновских рабов» в частности. И хотя лента показывает, как важны малейшие проявления доброты и заботы о других, как ценна работа активистов, продолжающих бороться, даже когда ситуации кажутся безвыходными, защищающих права угнетаемых людей, пока правоохранительные органы разводят руками, — она же и напоминает, как легко злу удаётся оставаться безнаказанным и как сложно разорвать замкнутый круг.
ФОТОГРАФИИ: Кинопрайм