Кино«Преступления будущего»: Каким получился новый боди-хоррор Дэвида Кроненберга
Искусство, этика и природа в синтетическом мире будущего
«Хирургия — это новый секс», — шепчет Тимлин, героиня Кристен Стюарт, на ухо художнику Солу Тенсеру в исполнении Вигго Мортенсена в фильме «Преступления будущего». В этом будущем люди почти не чувствуют боли — их тела настолько быстро восстанавливаются. Из-за синдрома ускоренной эволюции у Сола Тенсера появляются новые органы, и он вместе с партнёршей Каприс устраивает перформансы, вырезая из своего тела новообразования. Сотни зрителей, среди которых и Тимлин, приходят на шоу прочувствовать с художником этот опыт.
Новый фильм мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга касается множества тем — от того, что «естественно» в синтетическом мире будущего, до природы искусства, хотя кажется, что единого высказывания фильм не делает. При этом одной из интересных составляющих ленты становятся отношения двух главных героев, «страдающего художника» Сола и его партнёрши по перформансам Каприс. Рассказываем, каким получился фильм «Преступления будущего», который выйдет в прокат 1 сентября.
В мире будущего лишь единицы способны чувствовать истинную боль — другие же стремятся пережить что-то максимально похожее, поэтому в тёмных переулках встречаются люди, делающие друг другу порезы ради удовольствия. Изменившийся болевой порог в то же время сделал мир более опасным местом, и теперь в нём существует «новая полиция нравов», отслеживающая странную эволюцию человечества. Она же интересуется новыми органами, появляющимися в телах людей. Их планируют регистрировать, и Сол Тенсер будет одним из первых в реестре, которым занимается Тимлин в исполнении Кристен Стюарт и её коллега Уиппет. На новые органы будут наносить специальные татуировки, чтобы их потом можно было отслеживать, — перформансы Тенсера и Каприс вдохновили эту систему учёта.
Акции художников проходят как публичные вскрытия: Сол лежит в специальном аппарате, которым управляет его партнёрша. Она татуирует лишний орган и вырезает его на глазах у ошеломлённой публики. И другие персонажи, как и сами герои, рассуждают, почему это искусство и кто в дуэте истинный творец.
Художественный акт дуэта заключается в неподчинении природе: вырезание новообразований для них — это анархический жест против тела
Кажется, что важной частью идентичности Сола как художника — во всяком случае, в глазах окружающих — стала его «боль». Он не может нормально спать из-за растущих в его теле органов, каждый приём пищи для него тоже словно пытка — для поддержания комфорта ему необходимы специальные кресла для сна и еды, регулирующие положение тела. В глазах некоторых зрителей это и делает Сола Тенсера истинным художником, ведь он страдает для своего искусства. В мире без боли клише страдающего художника выходит на новый уровень. Впрочем, есть и скептики, считающие, что какие-то изменения в теле искусством назвать сложно. Будет ли шишка на теле творческим высказыванием, вопрошает следователь новой полиции нравов. Но художественный акт дуэта заключается в неподчинении природе: вырезание новообразований для них — это анархический жест против тела. В таком случае кто же этот жест совершает? Ведь «операцию» проводит Каприс, она же помечает органы татуировками, однако выступления известны в первую очередь как перформансы Сола Тенсера.
Сол и Каприс когда-то изменили жизни друг друга и посвятили их искусству перформанса. И совместное творчество и отношения бывает непросто совмещать: что делать напоказ, а что оставить при себе? Что важнее в их произведениях, не затмевает ли рисунок на органе само новообразование? Нужен ли миру «новый секс», о котором говорила героиня Тимлин, и при чём тут искусство? Где вообще проходят границы искусства? Каковы его этические вызовы в современном странном мире?
Дэвид Кроненберг снял «Преступления будущего» по сценарию, написанному около двадцати лет назад. Некоторые его идеи оказались почти пророческими: в фильме герои задумываются о своём влиянии на окружающую среду и заполонившем мир — и тела — пластике, хотя тогда мало кто говорил о микропластике, который всё чаще даёт о себе знать сейчас. Вторая сюжетная линия, с которой связана и шокирующая завязка фильма, исследует, что будет считаться естественным во всё более синтетическом мире будущего. Здесь, вероятно, мнения зрителей разделятся, и у кого-то эта арка отклика не найдёт. Пожалуй, в первую очередь фильм стоит смотреть именно как историю друг главных героев, двух творческих людей, которые живут и работают вместе и — порой буквально — раскрываются друг перед другом.
ФОТОГРАФИИ: Capella Film